Как воспитать детей счастливыми и самостоятельными: личный опыт

kak-vospityvat-detey

Знаешь, Читатель, такой анекдот?

На вопрос «Где ты работаешь?» нужно вместо «Я сейчас не работаю» отвечать: «Я могу себе позволить не работать», и вот вы уже не безработный неудачник, а солидный человек.

Но в том-то и соль, Читатель! Детей нужно воспитывать и учить так, чтобы они всегда могли сказать: «Я могу себе позволить не работать». Ну, в смысле, на какой-то официальной работе. Потому что у них руки и голова на месте, и в любой жизненной ситуации они всегда смогут обеспечить себя всем необходимым.

Отсюда простой вывод — чтобы воспитать детей счастливыми и самостоятельными, нужно сначала разобраться, какие навыки стопроцентно потребуются ребёнку. Какие навыки смогут выручить его в любой ситуации, даже когда он будет проходить через кризисы и трудности, а они неизбежно будут, более того, являются необходимым условием развития. Но именно от того, что человек умеет делать и как он подготовлен к вызовам взрослой жизни будет напрямую зависеть его способность справляться с ними, становиться сильнее и процветать в любых условиях.

То, что здесь написано — не плод пустых «диванных» размышлений. Мы с мужем сами во многом прошли этот путь взросления, будучи уже взрослыми — да, и так бывает, при кардинальной смене образа жизни ты снова в какой-то степени становишься ребёнком. Только взрослым переучиваться тяжелее в разы: взрослому растению сложнее отращивать корни на новом месте, чем маленькому сеянцу. Какое счастье, что мы своих детей начали загружать с «чистого листа»! Сейчас смотрю на них и радуюсь: они ещё маленькие, но уже столько всего умеют, насколько легче им будет потом!

Содержание:

Стабильная работа: миф или реальность?

В современном мире вообще нет ничего стабильного. Каждые пару лет меняются технологии, отмирают десятки профессий, люди учатся на ходу всё новым и новым специальностям и навыкам. Кто не успевает за «трендами», безжалостно откидывается на обочину жизни. Понятие «работа», на котором зиждился весь «нормальный» мир наших родителей, рождённых и выросших в СССР, ныне истончилось до состояния папиросной бумаги. Дух времени, так сказать.

Человек, узко заточенный на одну специальность (за некоторыми редкими исключениями), всегда находится в зоне риска. Плюс к тому, он несколько драгоценных молодых лет жизни потратит на приобретение этой специальности, а это ведь жизнь, не репетиция. Она только один раз живётся. И если по этой специальности он потом работать не будет, неважно, не нравится она ему или больше не востребована – считай, драгоценные годы выкинуты в помойку. Таких людей не просто много – мне кажется их даже больше, чем тех, кто после окончания ВУЗа или колледжа работает по специальности. Я и мой муж в их числе. Наверняка, и у вас есть примеры из жизни на эту тему.

Поэтому я не хочу, чтобы мои дети получали высшее. Конечно, если таков будет их выбор, я не лягу поперёк с воплем «только через мой труп!», но отговаривать всячески буду. Аргументированно и спокойно.

Впрочем, до этих времён пока ещё далеко. Но молодёжь всё равно всё подсознательно чувствует,  уже сейчас крайне неохотно идёт в ВУЗы. А спустя ещё десяток лет, картина, думаю, ещё больше изменится в сторону более природосообразного и творческого мира, отсеяв пустую шелуху. Ведь как безжалостно показывают нынешние события, холодильник явно побеждает телевизор и фондовые рынки заодно. Как ни крути, а надо быть ближе к земле-кормилице.

Современный технократический мир самоисчерпался, капитализм проваливается сам в себя за отсутствием новых рынков сбыта и конечностью невозобновляемых ресурсов. Так что мы всё равно упрёмся в то, что реальный продукт может быть взят только у земли и возвращён туда же. Туда же надо смотреть и всем родителям, туда надо направлять детей и молодёжь. Ближе к земле, к новым экологичным технологиям, к экономике природосообразности и циклического воспроизведения на основе биотехнологий. К Родовым поместьям, в конце концов.

kak-vospitat-detej-schastlivymi-i-samostoyatelnym

Самый  простой и эффективный инструмент для развития воли


Но это значит, детей нужно учить сейчас – и учить самим, потому что в ни школе и нигде их не научат самому главному – собственно, жить. А жизнь, как ни крути, это на 90% — быт. И впадать от сей простой истины в панику тоже не стоит, потому что быт можно организовать так, чтобы он радовал, был красивым и удобным. Да, это целое искусство, но как раз ему и нужно научить детей в первую очередь. И да, начав с себя любимых, конечно, ведь воспитание детей — это воспитание себя.

Плюс ещё одно, очень важное наблюдение – прокачка бытовых навыков, ежедневная, обязательная – это лучший инструмент для развития воли. А воля – это одна из главных составляющих успешного и счастливого человека. Без воли любой талант обращается в прах. Без развитой воли человек будет обречён вести зависимую от других жизнь. Безвольный, бесхребетный, тюха, тряпка – вот наиболее распространённые определения такого человека.

Ни один родитель не захочет для своего ребёнка такой судьбы, но почему-то считается, что воля человеку даётся при рождении. Да нет же – это то же самое, что мышцы, разве что пощупать её нельзя. Может, при рождении у кого-то мощнее мышечный каркас, не спорю – но всё может перемениться, и тот, кто упорно тренировался, станет сильнее того, кто был им от природы. На этом построен весь спорт. Так построила себя и я, пусть впереди по-прежнему море работы, но сейчас я хотя бы могу чётко и внятно сказать, что я сама создала свою жизнь именно такой, какой хотела её когда-то видеть.

И ведь каждый родитель может помочь ребёнку выковать такой стержень внутри – и для этого не требуется сверхъестественных усилий, наёмных учителей или специальных навыков. Всего лишь приучить ребёнка к выполнению ежедневных обязанностей, сформировать у него привычку жить в чистоте, красоте плюс настроить ритмичную учёбу, особенно для тех, кто на семейном образовании. Всего этого вполне достаточно, чтобы запустить у него волевые механизмы. А правильно выстроенный ритм жизни в детстве и отрочестве на выходе в юность даст волевую, целеустремлённую и отлично сбалансированную личность, которая не потеряется потом в лабиринтах и трудностях жизни.

В этой статье я рассмотрю только то, что касается именно быта, но есть ещё и важные навыки развития интеллекта, творчества, работы с информацией, управления временем, развитию отношений, о которых лучше поговорить отдельно.

Итак, окунёмся с головой в море быта!

Учим детей готовить просто и легко

Лет с пяти дети уже могут вовсю помогать на кухне. Чистить, резать, перемешивать, намазывать и выполнять прочие несложные операции. Тем более, что в этом возрасте они, как правило, горят желанием помогать – и вот тут надо пересилить себя и позволить им это, иначе этот первородный импульс будет упущен и никогда не вернётся. (Это, кстати, не только к готовке относится, но к любой детской помощи).

Знаю, многим мамам проще делать всё самим. Учтите, это только в моменте проще, а потом всё это ой, как аукнется!.. Здесь стоит стиснуть зубы, поднапрячься и постараться приохотить ребёнка к готовке (неважно, девочка, мальчик), всячески поощряя его прогресс. Зато потом вы получите громадный бонус, когда ваш ребёнок (дети) сами будут вас кормить, причём вкусно и разнообразно!

Да, они не раз порежутся. Да, что-то обязательно разобьют. Да, будут кошмарить кухню. Да, поначалу это потребует мощного контроля, но если потерпеть и капельку подарить детям доверия – вы не просто приохотите их к готовке – вы заложите одну из главных несущих стен будущей самостоятельной личности. Посмотрите, сколько молодёжи сейчас питается жуткими бургерами или отирается по кафешкам, потому что не в силах сварить себе кашу или сделать примитивный салат?

Причём в нашей семье большую роль в готовке играет Ютуб. Старшая дочь (10 лет) иногда часами смотрит не мультики, а именно кулинарные каналы, сама научилась готовить великолепные тосты с яйцом (не самое простое блюдо). Ребёнку трудно вникать в написанный рецепт, зато на видео ему всё понятно, и он просто повторяет алгоритм действий, заодно усваивает понятия массы, меры, количества. Иногда мы вместе роемся в инете в поисках чего-нибудь новенького и интересного.

Лет с 6-7 (в зависимости от развития координации) уже можно подпускать к плите. Макароны, простые кашки (особенно удобны те, которые варятся в пакетах), яичницы, омлеты, салаты, несложная выпечка – это уже и есть та база, на которую сама жизнь потом нарастит остальное. Чуть позже добавятся супы, усложнённые каши, изделия из мяса, рыбки, блины-оладьи-пироги. Всё, дальше сам разберётся – этой основы хватит на всю жизнь. К 10 годам этот вопрос вы закроете и галочку в мысленном списке поставите. Ура!

Реально ли приучить детей к порядку без криков и слёз?


Здесь, конечно, первое и основное – это уборка. Не генеральная раз в месяц, которой вообще по моему глубокому убеждению быть не должно в принципе, а ежедневная, недолгая (не больше 15 минут) плюс обязательное мытьё посуды лет с пяти (для начала раз в день). Мальчик, девочка, опять же, неважно. Потом, при взрослении, можно будет вводить новое правило: кто готовит – тот посуду не моет. Это справедливо, а у всех детей есть внутреннее стремление к справедливости, этим грех не пользоваться.

Тут, конечно, важно, чтобы у вас, у мамы, тоже была уборка ежедневная (кроме выходных), тоже не более 15 минут, чётко разнесённая по зонам и по графику. Этому я научилась на курсах у Вали Красниковой, за что ей буду благодарна всю жизнь. Главное, что я из них вынесла – не надо превращаться в Золушку и воспитывать Золушек из своих детей. Надо воспитывать практичных и ответственных хозяев, которые не убиваются в быту, а умеют поддерживать комфорт, чистоту и уют и спокойно отдыхают во второй половине дня и на выходных.

И для этого прежде всего надо, чтобы дети видели не замученную лохматую маму с вечной тряпкой, рычащую сквозь зубы. Надо, чтобы они видели собранную деловитую женщину в красивом фартучке, в перчатках, с чётким расписанием и чистым домом. Тогда они и сами не будут воспринимать уборку наказанием, а встроят эти навыки в свою жизнь качественно. Постепенно их восприятие чистоты и порядка станет таким же, как у вас и останется с ними на всю жизнь.

Мы ещё только на пути к этому автоматизму. Все дети, конечно, разные. Старшая с ленцой, довольно расхлябанная, но слушается без особых проблем. В средней стремление к порядку более выражено, но характер покрепче, и иногда приходится попотеть и много объяснять и доказывать, чтобы заставить её сделать что-либо. Младший ещё мал, но уже можно весело вдвоём сложить с ним игрушки в коробку. А ведь с этого всё и начинается!

Порой девочки проявляют инициативу – сами моют посуду или убирают в комнате, особенно, если впереди какая-то поездка или развлечение. Этой морковкой очень нужно пользоваться, она работает лучше всего. Например: ты сейчас помоешь посуду, а ты приберёшь игрушки, а потом мы вместе сядем поиграть или почитаем сказку.

Когда мы по пятницам моем полы во всём доме (это называется красиво – Час Благословения Дома — ЧБД), у девочек свои обязанности – старшая моет пол в детской, младшая протирает подоконники и мебель, в это время я мою другие комнаты, и получается дружная работа с музыкой и весёлой атмосферой. Злата даже назвала это «мыльная команда». Хорошее настроение и умение сделать всё быстро, чтобы не устать – вот то, на что прежде всего надо обратить внимание.

Генеральной уборки до посинения и глухой ненависти к ведру и тряпке нужно всеми силами избегать – это самый верный способ привить отвращение к уборке, как это было со мной, увы… Только уже сама став мамой, пройдя курсы Вали, я постепенно убираю собственные блоки, страхи, стереотипы, связанные с уборкой, и это уходит очень трудно, через ломку и порой слёзы…

У детей, к счастью, всё по-другому. Уборка для них становится всё более естественным занятием, и я бесконечно рада за них!

Попробуйте и вы такой подход, и результат обязательно будет. Невероятно важный, приятный, потому что вы с гордостью потом будете смотреть на ваше чистоплотное и аккуратное дитя. Ещё одна несущая стена человека разумного – привычка жить в чистоте и порядке, встанет на своё место. Ура!

3 главных принципа бытовой жизни

  • Ремонтировать, а не покупать (аккуратно использовать, беречь, правильно хранить на своём месте. Уметь починить — пришить, заштопать, склеить, прибить, вставить и т. д.) Покупать только то, что точно нравится и реально будет использоваться, а то, что уже есть – использовать до конца (альбомы, раскраски, поделки, карандаши…). При этом то, что сломано или испорчено безвозвратно, утилизировать без всякого сожаления. Или (ещё лучше) найти новое применение. При этом ребёнок учится владению иглой, ножницами, нитками, клеем и прочими инструментами (мелкая моторика, координация, логическое мышление). Учится творческому взгляду, развивает воображение, придумывая новую жизнь старым вещам. Мои дети часто используют то, что отслужило для своих игр – мастерят мебель для кукол, одеяльца, одежду, посудку или ещё что-то, до чего взрослый сроду и не додумается.
  • Мастерить – о, если ребёнок с малых лет что-то будет изготавливать сам, то это суперкруто. Помимо того, что это экономия бюджета серьёзная – прихватка из старой одежды – это 50 сэкономленных рублей, это ещё и воспитывает иное отношение к вещам. То, что сделано своими руками бережётся лучше. Это уже не потребительство, а хозяйствование. В общем, простое шитьё, вязание (которое, кстати, развивает в первую очередь, мозг), всякие поделки, особенно природные, картины, корзины, картонки… Ну, вы поняли. Здесь, кстати, тоже интернет только в помощь, каналы с детскими поделками тоже заходят на ура.
  • Уборка рабочего места – вроде бы, очевидная вещь, но на самом деле 99% детей после того, как что-нибудь смастерят или починят, тут же и побросают все инструменты и материалы, даже не вспомнив о них после. И вот это как раз важный элемент воспитания: мы закончили не тогда, когда закончили работу, а когда прибрали рабочее место. Вот это и есть точка, финал, которая должна закрепиться в ощущениях, на подкорке. И здесь тоже элемент прокачки воли – ведь так хочется поиграться с новой поделкой, и усталость после работы накопилась, но нужно немного ещё терпения, преодоления, чтобы появилось ощущение законченности и порядка. Как в спорте: устал, но ещё чуть-чуть, и тогда реально с каждым разом становишься сильнее.
    •  

 Дети сад и огород — есть ли совместимость?


Ну, вы поняли, сейчас я оседлаю любимого конька. А куда деваться — я ж для чего этот сайт создаю? Для того, чтобы мы с вами потихоньку-помаленьку, а всё же ползли обратно, к истокам и к ней — Земле-Матушке. Другого пути всё равно нет, здесь меня уже невозможно переубедить. Ну да ладно. Не я, так сама Жизнь к этому всех рано или поздно подведёт.

Итак, к сожалению этот пункт подходит не для всех, только для тех, у кого есть земельные участки или хотя бы бабушки в деревне. Хотя это категорически, категорически неправильно! Земля должна быть у каждого человека. Желательно большой участок, не менее гектара, для создания полноценного Родового поместья. Подумайте об этом хотя бы с чисто практической точки зрения – с землёй можно выжить в любые времена. В ЛЮБЫЕ. Потому что по-настоящему кормит и исцеляет только земля. А для нынешних детей это едва ли не единственный способ общаться с живой природой.

Те, кто сразу начнёт возражать, что это труд от зари до зари, лучше сразу зайдите сюда. Здесь я не буду тратить место на пояснение вещей, которые мне кажутся совершенно очевидными, но только потому, что у меня действительно большой практический опыт.

А вот для детей, особенно родившихся в поместьях, земля – не просто дом, а самая лучшая, добрая, сильная школа жизни. Конечно, если рядом любящий и направляющий родитель, не помешанный на детском труде.

Уход за растениями и животными, разнообразный физический труд, помощь родителям, понимание природных взаимосвязей, того, откуда берутся ягоды, фрукты, молоко… возможность увидеть, как проклёвывается из семени росток или расстилается над травами туман, погладить котёнка или козочку, сорвать живую ягодку с кустика… перечислять можно долго, но суть одна – всё это питает детскую душу, делает её живой, чувствительной к проявлениям добра и зла.  А это, сами понимаете, в наше странное время, когда зло так красиво упаковано и манит так сильно…

Самые лучшие воспоминания у меня, и у многих людей, детство которых так или иначе было связано с деревней, именно те, деревенские, полные воли, тепла и простора. До сих пор не могу вспоминать без слёз, как мы с бабушкой ходили по грибы и проводили вдвоём неспешные, тихие летние вечера. До сих пор помню вкус того молока и той картошки, запах шанежек из русской печи, что пекла ещё прабабушка Стюра…

Что делают наши дети, родившиеся здесь и очень редко бывающие в «цивилизации»?

Живут. Живут вольно и просторно. Помогают нам собирать ягоды, сажать и поливать, полоть и обрезать, кормить и ухаживать и всё, что так или иначе наполняет заботами нашу жизнь. Мы не давим на них, они сами выбирают, что им делать и в каком объёме.

Изначально любую помощь по земле от детей мы воспринимаем как дар, а не как обязанность, иначе огромен риск отбить у них желание трудиться на земле, потому что нам, опять же, досталось в детстве пахоты на той же ненавистной картошке. Только сейчас мы понемногу начинаем влюбляться в этот непростой труд на земле, только недавно начали получать ощутимые, зримые его результаты, пролив немало пота, слёз, выбросив на ветер громадные (по нашим меркам) средства.

  1.  

Заключение


Самое главное, что дети должны вынести из опыта жизни и работы на земле – что жизнь ничего не даёт просто так. Но зато честно потрудившись, получаешь и честный результат. В наше время молодёжь очень охоча до лёгких денег из интернета, будучи порой беспомощной даже в самых простых бытовых вопросах. Зато, как показали исследования, дети из деревень очень быстро адаптируются в городе и усваивают все городские навыки с большой скоростью, становясь неотличимыми от коренных горожан в течение нескольких месяцев.

А вот когда наоборот… Кое-что об адаптации нас я уже писала здесь, кому интересно.

Могу только добавить, что после окончательного переезда на землю ломало меня несколько лет. Самым сложным оказалось принятие именно того, что труд на земле – неотъемлемая и на самом деле нужная всем и каждому часть жизни, которая помогает стать сильнее, крепче, человечнее. Да, он может быть разным, этот труд, и тупым тоже, и до невозможности рутинным.

Я-то всегда за созидание – просто мы как первопроходцы Родовых поместий, собираем все возможные шишки и ямы и упорно меняем подходы, впитывая лучшее, что есть у других, придумывая что-то своё, постепенно делая жизнь легче, ярче, интереснее. Да, интереснее, ибо чем дальше, тем больше понимаешь простую мысль – человека убивает именно праздность, сытая лень, пустое прожигание ресурсов, данных Богом и планетой, презрение к настоящей, реальной жизни и уход в искусственную, виртуальную, иллюзорную.

Очень важно, чтобы у детей был простор для творчества – своя грядочка-клумбочка, свои растения, свои ошибки, успехи и опыт. На первых порах нужно подбадривать и помогать, потом будет видно, что ему на самом деле нравится и на это делать упор. Старшая, как и я любит цветы и ландшафтный дизайн – теперь у неё своя клумба, куда она сама подбирает семена в каталогах. Со средней мы впервые в этом году вырастили из веточек две ивы (она сама принесла их весной с барашками), сейчас они на разводочной грядке. А осенью в гостях у бабушки нарвали веток ивы плакучей и сумели их укоренить. Бажена с нетерпением ждёт, когда придёт весна, чтобы проверить, как перезимовали её череночки.

Жизнь на земле может быть бесконечной и разнообразной, полной творчества, поиска, удивлений и открытий. Не лишайте ребёнка драгоценной связи с природой – порой это остаётся единственной нитью, что позволяет жить его душе.

Что сказать в заключение, Читатель?.. Думаю, все необходимые выводы уже приведены в самой статье. Но поскольку она посвящена в основном воспитанию детей, то хочется закончить её словами великого педагога Антона Макаренко:

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.

Если вы нашли эту статью полезной – поделитесь ею с другими! И не забудьте скачать мою БЕСПЛАТНУЮ книгу «Как построить счастливую и самодостаточную жизнь на своей земле» —  обобщение моего личного опыта в деревне и Родовом поместье.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (30 оценок, среднее: 2,63 из 5)
Загрузка...

Комментарии 6

  • Чудо, а не статья! Испытываю искреннюю радость за ваших детей, Лиза! Представляю, что стоит за годами размеренной, разложенной сейчас тобой по полочкам дороги к счастливой жизни. Слезы, сомнения, боль, но и невероятная радость от результатов. Все было не зря, Лиза. Я восхищаюсь в первую очередь твоей волей, потому что , зная тебя, уверена, что именно она скелет, позвоночник и мозг вашей жизни в поместье.
    А еще мне больно, что сама не думала о многом, что ты так хорошо изложила. А исправлять уже поздно…
    Счастья и процветания вашему поместью! Непременно делись опытом, для кого-то он станет надежной защитой и опорой.

  • Я тоже хочу выразить благодарность за эту статью. Хоть у меня пока и нет поместья, деток, но то, что вы всесторонне отражаете такие важные темы о жизни на земле — это настолько ценно. Практический опыт, то, что вами прожито и проживается. Благодарю. В интернет-пространстве этого не хватает. А с поселенцами (лично мне) не часто приходится общаться, да и не каждый, к сожалению, может поделиться успешным опытом. Так что, ваши статьи, Елизавета, очень ценны, думаю, для многих.

    Пожалуйста, пишите дальше, когда появляется возможность и желание поделиться.

    Мне очень нравится ваш формат блога на этом сайте, глаз отдыхает, не пестрят привычные соцсети. Вчера одну из ваших статей я прочитала не полностью, — был поздний час, так сегодня я ждала с нетерпением свободного времени, чтобы продолжить с удовольствием её читать. Это минуты отдыха для меня. Я рада читать ваши статьи в блоге, и их появлению!

    • Миляуша, искренне благодарю, что так высоко цените то, о чём я пишу. Порой мне кажется, что мой голос совсем не слышен и никому не нужен в современном мире, но такие отзывы и такие люди как вы, словно вливают чистую воду в пересохший сосуд. Я буду писать, тем более, что я это люблю, пока я знаю, что меня кто-то читает, тем более буду писать. Ещё раз спасибо!

  • Елизавета, скажите, пожалуйста, а где можно узнать подробнее про курсы Вали Красниковой, посвящённые уборке? Она их сейчас проводит? Я нашла её личную страничку ВК, но о курсах информации там никакой нет. Я бы хотела пройти подобный курс, потому что у самой было детство из разряда каждые выходные = уборка, стирка и т.д. А ведь можно по-другому, в том числе с музыкой, с задором.

    Вчера-сегодня как раз размышляла об этом, что важно научиться и передать детям иное отношение к уборке, бытовым делам. И чтобы время, проведённое с мамой воспринималось не только как домашние дела, заботы, но и совместные походы на природу, душевные разговоры со свечкой перед сном (осмысление дня), и т.д. Но как же это может быть трудно, если в детстве был другой пример.

    Если есть возможность попробовать исправить свои шаблоны, установки, научиться по-другому, то я была бы очень благодарна за информацию о курсе. Спасибо.

    • Миляуша, да, проводит, вот только недавно реклама попадалась. Вот с этой странички заход на все её курсы: https://vk.com/megamamavk . Есть там и пробные бесплатные дни. Сказать не могу, как благодарна ей, сколько груза они с меня сняли, только благодаря им и появившемуся личному пространству я теперь могу всегда писать, потому что сумела все бытовые дела приструнить и уложить в 2-3 часа в день, и то с выходными. Так что искренне рекомендую, там и про тайм-менеджмент очень много ценного и про отношения (там я почти ничего для себя не взяла, но у меня принципиально другие отношения в семье, чем та модель, которую предлагает она). Спасибо большое за комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *