Домашнее обучение: как учесть все плюсы и минусы, чтобы не разочароваться

uchimsya-doma

О своём школьном прошлом я предпочитаю не вспоминать. Но если бы меня ещё тогда спросили, какие есть плюсы и минусы в домашнем обучении (семейном образовании), я бы точно выпалила в сердцах: «Да какие там минусы! Одни плюсы!»

До сих пор мне иногда снится в тяжёлых муторных снах, что я опять в школе, уже взрослая, закончившая университет, и мне почему-то опять надо решать какие-то задачи по алгебре, сидеть, не шелохнувшись на физике, опасаясь привлечь лишнее внимание учителя… Я просыпаюсь и вздыхаю с облегчением – фух-х-х, сон. Всего лишь сон.

Теперь я сама — мама, и моя старшая дочка на пороге школьного возраста. Она очень похожа на меня. И я счастлива, что сейчас есть возможность учиться дома, на семейном образовании. У неё не будет школьных травм, орущих дурным голосом учителей, ненавистных предметов, агрессивных одноклассников и вечных сезонных болячек.

У неё будет индивидуальная, мной подобранная программа обучения с упором на её предпочтения и интересы. К совершеннолетию, я надеюсь, она уже будет полноценно развитой творческой личностью с раскрытыми и реализованными талантами.

Да, ответственность большая, и нужно учесть много нюансов. Всё-таки домашнее обучение подходит не всем! Вот об этом и поговорим в этой статье. Каждый из её пунктов – базис, на котором выстроено домашнее обучение: это современный обобщённый опыт многих и многих семей и практиков.

Каждый из этих пунктов может быть плюсом для одной семьи – и минусом для другой. Поэтому внимательно спрашивайте себя после каждого пункта – а потянем ли мы это условие? Действительно ли мы готовы принять на себя такую ответственность? А учли ли мы этот нюанс?

Надеюсь, эта статья станет хорошим практическим руководством для тех, кто подумывает забрать ребёнка на домашнее обучение из школы или только готовится учить ребёнка дома с самого начала. При этом под домашним обучением я понимаю именно то, что по-современному называется «семейным образованием», а не тот вариант, когда ребёнок по состоянию здоровья занимается с приходящими из школы учителями.

Содержание:

  1. Главный секрет успешного домашнего обучения
  2. Чем опасна «любовь» родственников и как с ней справиться
  3. Как выстроить безопасные отношения со школой
  4. Выбор учебной программы: 4 ценных совета
  5. 5 полезных ресурсов для домашнего обучения

Главный секрет успешного домашнего обучения

Градус теплоты в семье

domashnee-obuchenie-kak-uchest-vse-plyusy-i-minusy

В нашей семье есть негласный девиз: «Главное в жизни – это отношения». И отношения внутри семьи – это самые-самые главные отношения в жизни, потому что семья – это то, что делает из нас собственно нас. Все наши особенности, таланты, черты характера, привычки, образы будущих супругов, представления о воспитании детей формируются – или НЕ формируются семьёй.

Если у родителей нет на это времени, а это, увы, уже стало нормой, эту задачу берут на себя воспитательно-образовательные учреждения, иногда бабушки с дедушками, коллектив сверстников, улица, двор. Кому как повезёт!

И, как вы понимаете, в этом случае градус теплоты семейных отношений близок к нулю. И это не зависит от уровня финансовой обеспеченности родителей – в богатых семьях всё обстоит ещё хуже, чем в простых. Деньги не заменяют любовь и душевность!

И совершенно нечему удивляться, когда подросшие дети уезжают подальше от родителей. Они просто платят им той же монетой – ведь когда-то родители точно так же бросили их. В самом лучшем случае дети сохраняют отношения с родителями, но всегда соблюдают дистанцию, не пуская их в свои жизни.

И это тоже справедливо, дорогие читатели. Жизнь вообще – удивительно справедливая штука…

Воспитание и образование начинается не в школе или детском саду. Оно начинается даже не с беременности, а когда супруги только начали задумываться о ребёнке! Уже здесь начинают выстраиваться отношения, которые и определят в итоге его судьбу.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал по-настоящему реализованным и счастливым – создайте в семье такие отношения, из которых ему никогда не захочется выходить. И тогда ваш образовательный выбор будет однозначным – в пользу семейного образования.

Каков градус теплоты в вашей семье? Не пора ли начать его повышать?

Когда ребёнок вас СЛУШАЕТ и СЛЫШИТ? Когда вы его СЛУШАЕТЕ и СЛЫШИТЕ

Мы, взрослые, существа очень странные. Почему-то большинство из нас пребывает в нерушимом убеждении, что дети – существа неразумные и несмышлёные. Хотя на деле вся разница между нами состоит просто в отсутствии практического жизненного опыта у детей.

Дети – необыкновенно умные создания, наделённые очень мощной тягой к познанию мира. Даже когда они только родились, в их мозгу уже идёт невероятная по интенсивности работа по осознанию и определению мира, что их окружает. Взять, например, навык овладения русским языком — одним из самых сложных в мире. Малыш справляется с этим за несколько лет. А тот же простенький английский, к примеру, взрослому приходится пять лет в ВУЗе изучать, чтобы добиться уверенного им владения.

Поэтому когда в вашей семье появляется малыш, лучше всего, если вы сразу научитесь даже не допускать мысли о том, что он чего-то не знает. Если очень трудно, скажите себе: «Он всё знает. Ему нужно просто вспомнить». Тогда вы изначально не поставите себя выше ребёнка: а именно это – ключевой фактор для успешного обучения! На этом принципе построены методики ведущих педагогов мира: Яна Амоса Коменского, Марии Монтессори, Шалвы Амонашвили, Михаила Щетинина, Анатолия Сторожева и других педагогов-гуманистов прошлого и настоящего.

С самого начала вашей совместной жизни вы не должны «забивать» дитя своим авторитарным фоном. Вы должны учиться слушать его, воспринимать всеми органами чувств и откликаться на все движения его души и разума. Вам нужно не просто быть с ним – вам нужно стать ЕДИНЫМ с ним. С самого детства вы должны стать единомышленниками, равными собратьями по разуму.

Слушайте, что он вам говорит. Спрашивайте, уточняйте. Соглашайтесь или не соглашайтесь, продолжайте его хорошие мысли.  Хвалите вовремя и за дело, искренне радуйтесь каждому его успеху. Почаще смейтесь вместе – играйте в то, что вам обоим интересно. Живите вместе!

Иерархия в семье

Быть равными в отношениях – отнюдь не значит, что вы будете потакать ребёнку во всём и баловать его. Вы можете проявлять строгость и суровость, если нужно. Но только не с позиции авторитарного родителя, а с позиции старшего и более опытного члена семьи. Мотивы своих поступков нужно объяснять! Тогда вы станете для него настоящим и обожаемым авторитетом.

Дети очень хорошо реагируют на такие правила, структурированная семья — надёжная и стабильная основа их жизни. Иерархия в семье должна быть чёткой, все её члены должны понимать в ней своё место, права и обязанности.

Но каждый член семьи, включая самых маленьких, должен быть уверен, что его всегда выслушают и услышат о его нужде, интересе или потребности. Тогда и закладывается в нём глубинное, уверенное ощущение, что семья – это дом, это любовь, это здорово, безопасно и комфортно. В семье хорошо и невероятно интересно!

И в дальнейшем именно это ощущение, как внутренний компас, поведёт его по житейским морям, поможет ему выстроить точно такую же опору для собственных детей. На меньшее он будет не согласен!

И вы навсегда останетесь для него авторитетом и главным советчиком по жизни – ведь вы проявили настоящую мудрость и заботу, когда он рос, были его опорой и поддержкой. Теперь и он будет такой опорой и поддержкой для вас. Разве это не стоит того, чтобы с самого начала потрудиться, закладывая надёжные и тёплые отношения в семье? Всё вернётся сторицей!

Учитесь вместе со своими детьми

domashnee-obuchenie-kak-uchest-vse-plyusy-i-minusy

И вот в таких отношениях любой образовательно-познавательный процесс будет проходить легко. Вы знаете, уважаете и принимаете своего ребёнка, он знает, уважает и бесконечно любит вас. Всё остальное – дело техники.

Вы уже не перенесёте традиционную, классно-урочную школу на дом: а ведь большинство людей убеждены в том, что дома надо выстроить систему обучения, подобную школьной и самому занять роль учителя. Тогда в чём смысл, спрошу я?

Если вы не являетесь настоящим авторитетом для ребёнка, он всё равно не будет воспринимать вас. Если у него уже был школьный опыт, вы в его понимании будете конкурировать с его школьными учителями и, скорее всего, проиграете – ведь они лучше обучены методике преподавания. Пропасть между вами станет только шире.

А потому – сразу откажитесь от такого видения семейного образования. Займитесь выстраиванием правильных отношений, где все друг друга слышат и понимают. Забудьте о менторском тоне. Учитесь вместе со своим ребёнком. Помните – вы равные собратья по разуму, а в чём-то он превосходит вас – и вы тоже у него учитесь!

Руководствуясь знанием, принятием и пониманием вашего ребёнка, вы вместе с ним начнёте аккуратно и грамотно выстраивать систему его обучения, выберете подходящую его особенностям программу. Вы вместе определите режим и распорядок обучения, то, как вы будете контролировать успехи и проходить аттестации.

От этого ваши отношения станут только глубже, а ваш ребёнок разовьёт навыки самообучения, самодисциплины и придёт более глубокому пониманию себя самого. Так в маленького человека закладывается успешность, самоконтроль, глубина и скорость мышления, креативность и множество других полезных качеств личности.

Несколько примеров из родительского опыта

Вот что говорят сами родители и их дети, имеющие успешный опыт домашнего образования:

Ольга Сарафанова (мама):

Когда ребёнок обучается дома, он не включён в жёсткие рамки общепринятого школьного образования, и та школьная программа, которую он осваивает дома, очень отличается от того, что ему преподносят учителя. Она уже не формирует его мировоззрение, его формирует образ жизни родителей. И это самое главное в домашнем образовании: направить личным примером, мечтами, взаимоотношениями наших детей-творцов по дороге к счастью на всей планете. Изучение предметов школьной программы для Алёнки – как лёгкая гимнастика для ума и повод задуматься, почему школа даёт именно такие знания и не даются те, которые она ощущает правильными и нужными.

Алёна Сарафанова (дочь):

После того, как я перешла со школьного на домашнее образование, для меня это был рай! Сейчас я уже немного успокоилась и поняла, что некоторые предметы мне кажутся бессмысленными, особенно история! Потому что там пишется об одних войнах и завоеваниях!

Своё время я планирую сама, как лучше и мне, и животным, за которыми я ухаживаю. В общем, всё нравится!

Наталья Воронцова, многодетная мама, г. Санкт-Петербург:

…Семейное образование — это огромная экономия времени. То, на что в школе тратится уйма времени, в спокойной домашней обстановке, один на один, проходится в несколько раз быстрее, а главное — результативнее. На данный момент мы с сыном-третьеклассником занимаемся 2 час в день и никаких домашних заданий. А в школе бы он сиде 5 часов, плюс дорога 1 час, плюс домашка часа 2-3. В первом классе начинали заниматься с одного часа в день, а всё остальное время ребёнок бегал, гулял на свежем воздухе, собирал любимый конструктор — в общем, занимался обычными детскими делами, разве что обычные мультики чередовались с обучающими видео.

В семейном образовании мы свободны выбирать любые учебники или вовсе обходиться без них! Сам факт, что мы с Максом сами выбираем, как, где и по каким программам учиться — это просто огромный плюс.

Любовь Сгонник (взято из «ВК»)

Моя доченька окончила школу с отличием. Лиза не посещала школу ежедневно, а потому вместо 11 лет училась 7 лет. Школа не украла у неё счастливого детства: не было ранних побудок, домашних работ, стресса контрольных, глупых списываний и профанации учёбы ради оценок взрослых…

Вместо этого вдоволь отсыпалась, была бодра и активна для иных занятий, греющих душу: балета, рисования, спорта, музыки. Её жизнь не ограничивалась прохождением школьной программы и была наполнена занятиями по интересам без психологических и физических перегрузок. А потому, попробовав себя в различной деятельности, Лиза очень рано определилась в своих приоритетах, выбрав самостоятельно и специальность, и ВУЗ, в котором мечтает учиться.

Самообразование сформировало в ней личную ответственность за результаты своего труда. Её не надо контролировать, она  самостоятельно планирует свой день, неделю, месяц, год…

Её не ломала система. Она выросла с внутренней свободой выбора. В ошибках она видит потенциал роста. Она научилась создавать внутреннюю мотивацию, которая труд превращает в лёгкое и радостное занятие.

Чем опасна «любовь» родственников и как с ней справиться

domashnee-obuchenie-kak-uchest-vse-plyusy-i-minusy

«Что это вы надумали!» «Совсем с ума сошли!» «Дикарей хотите вырастить!» «Вы не имеете права лишать ребёнка нормальной жизни и возможностей!» «А как же общение со сверстниками!» «Да как без школы, без образования-то! Что из них вырастет?!»

Знакомо?

Нам, так даже очень. И с такими ситуациями надо уметь грамотно справляться, по крайней мере, пока вы не «устаканите» образовательный процесс. Потом, конечно, все привыкнут и успокоятся, но до этого времени, пока вы не прошли первую аттестацию, нужно уметь утихомиривать страсти, иначе родные и близкие в вашу бочку мёда успеют налить не одну ложку дёгтя!

А поэтому планомерно, спокойно и уверенно отвечайте на все их «наезды». По сути, все их аргументы сводятся всего к двум пунктам, обозначим их как «качество образования» и «социализация/общение со сверстниками».

Помните, что ваши родные, выросшие в стандартных рамках школы (ведь раньше других альтернатив попросту и не было), на самом деле, на глубинном подсознательном уровне пытаются защитить себя, тот образ жизни, в котором они выросли и который кажется им единственно верным.

Они боятся потерять свой авторитет, боятся вашей инициативы и инакомыслия – ведь когда-то это строго наказывалось. Старая программа поведения, в которой они выросли и чувствуют себя спокойно и уверенно, конфликтует с тем, что несёте вы. Одним словом, они боятся! А любой страх всегда немного иррационален.

Понимая это, вы уже не будете злиться, вы сможете принять их позицию и посочувствовать вашим родным, не вступая с ними в конфликт. Вы всё равно не сможете погасить их страх – он сам пройдёт со временем. Если вы полезете в психологические дебри, будете пытаться объяснить, что родители живут в дремучих пережитках – вам же хуже, может и до войны дойти.

А поэтому с родными нужно работать на уровне их же аргументов! Так вы «погасите» опасный маятник, не дав ему основательно попортить ваши нервы и раскачать ваши собственные внутренние страхи и сомнения – у кого их нет?

Итак, что ответить на два основных обвинения «Вы не имеете права лишать ребёнка образования и возможностей» и «Как же он будет общаться со сверстниками?»

Вы не имеете права лишать ребёнка образования и возможностей!

«Мама, — спокойно скажете вы. – Я понимаю, что ты хочешь, как лучше для ребёнка. Но я-то тоже хочу, как лучше. А какое нынче в школе образование? Полгода на алфавит в первом классе? Четыре года на примеры в пределах сотни? Да она у меня уже читает и считает! Неужели ты думаешь, в школе его/её чему-то большему научат? Я хочу, чтобы мои дети получили образование ЛУЧШЕ, чем в школе. И я это смогу. Ты же знаешь, что смогу. По крайней мере, начальную школу, а дальше видно будет! Кружки, секции? Да отлично, кто же против? Как раз и времени у ребёнка больше будет, чтобы на любимые кружки ходить!»

Обычно на этом уровне родителю уже возразить нечего. Особенно, если вы ещё только готовитесь к школе. Ведь программа начальных классов до безобразия примитивна, даже если брать в расчёт иностранный язык. С обычным ребёнком при индивидуальном подходе её можно освоить за полгода-год.

Самое главное – повернуть мысль спорящего в сторону разумности, а не страха. Если родственник начнёт задумываться над этой простой аргументацией, считайте, вы победили. Ведь с этим простым фактом, по сути, невозможно спорить.

А если у вас есть высшее образование, то и вовсе становится смешно – даже самый упёртый родитель понимает, что вы сможете научить ребёнка читать, писать и считать – с этим вполне и детсадовские воспитатели справляются. А это, в целом, и есть программа начальной школы: базовые навыки чтения, письма и счёта.

Да ты же в физике «ноль»! Чему ты там научишь!

Если же речь о более сложных предметах, в которых вы не ас, всегда можно сослаться, что можно нанять репетитора или попросить дядю Колю, соседа, который в физике получше иных преподавателей соображает. Или в интернете скачать такие интересные и познавательные материалы, что и сам поймёшь, и ребёнок, и кот Васька заодно.

Ведь это, кстати, абсолютная правда – в интернете сейчас можно найти всё: видеоуроки, книги, фильмы… И дистанционных преподавателей в том числе.

Кстати, ребёнок имеет право получать и школьные консультации по своему выбору, даже если учится дома.

Ещё можно вспомнить, что ещё век назад домашнее обучение было нормой и дети были не в пример развитее сегодняшних – знали иностранные языки, умели музицировать и рисовать, имели отличные навыки устного счёта, писали отличные сочинения, стихи, прекрасно рассуждали и так далее.

Конечно, можно и ещё аналогии приводить, но моя главная задача – не перекрыть все возможные моменты в споре – это невозможно – а задать вам верное направление разговора, при котором ваш «обвинитель» не пострадает психологически и не травмирует вас.

Главное – сохранить отношения хотя бы на уровне нейтральных. Если родственник, в конце концов, махнёт рукой и устало бросит: «Делайте, что хотите» — вы победили, причём бескровно.

Конечно, ситуации разные. Но самый главный посыл, запомните – я хочу САМОГО ЛУЧШЕГО образования для ребёнка – какого школа не сможет дать. Это ясное послание всё равно рано или поздно просочится через страх, и родственник смирится с вашим выбором, хотя бы на словах.

ФЗ №273 — всё законно, мама!

И ещё важный момент. Упирайте на абсолютную ЗАКОННОСТЬ такого образования. Говорите, что есть положение о семейном образовании, которое прописано в законе «Об образовании РФ» №273 ФЗ, который позволяет родителям выбирать форму обучения для ребенка в соответствии с его потребностями и остальных членов семьи. А вы его досконально изучили (это обязательно нужно сделать), и всё это давно используется другими людьми (лучше всего, если есть знакомые или авторитеты, которые тоже учатся дома).

Этот аргумент тоже действенный – ведь именно государство когда-то запрещало всякие инакомыслия и вольнодумства, именно жёсткая государственная тоталитарная система «прописала» в наших родителях и отчасти в нас те установки, которые и руководят до сих пор сознанием наших родных.

А тут это же самое государство вдруг создало такой закон. Да, он странный – но это же ГОСУДАРСТВО. Значит, всё нормально?.. Может, и вправду есть в этом какой-то смысл?..

Вот в таком духе может начать мыслить ваш оппонент, и это тоже добавит веса вашим утверждениям.

Резюмируя – ваши ключевые моменты в вопросе ОБРАЗОВАНИЯ и ВОЗМОЖНОСТЕЙ:

  • Я хочу образования ЛУЧШЕГО, чем в школе
  • Все дополнительные возможности – секции, кружки у ребёнка БУДУТ
  • Всё абсолютно ЗАКОННО, закон «Об образовании» №273.

А теперь второй «убойный» аргумент:

Как он будет общаться со сверстниками? Вы лишаете ребёнка социализации!

domashnee-obuchenie-kak-uchest-vse-plyusy-i-minusy

«А кто ему мешает общаться со сверстниками, мама? Вон они, сверстники – во дворе, и у соседа нашего ребёнок того же возраста. Почему ты решила, что ему нужен целый класс сверстников? Помнишь, как меня в школе эти самые сверстники травили и обзывали «очкариком»? Вот есть у него/неё друзья – Вовка, Алёнка – отлично общаются, друг к другу в гости ходят, ребята хорошие, мы вообще семьями дружим, чего надо-то ещё? Зато с родителями больше времени проводит ребёнок. И на кружках, секциях у него друзья будут – как раз по интересам».

Пресловутая «социализация ребёнка»…

Родители и близкие хватаются за неё, как за соломинку. Хотя хвататься решительно не за что.

Если ваш родственник уже немного проникся вашей разумностью в вопросе домашнего образования, не составит особого труда осторожно донести до него ту простую мысль, что по-настоящему ребёнок социализируется не в школе в коллективе сверстников, а именно в семье, в РАЗНОВОЗРАСТНОЙ среде.

Коллектив сверстников — это общество, живущее по закону джунглей

На самом деле нет ничего хуже, если социализацией вашего ребёнка занимаются именно сверстники! Это верный путь потерять ребёнка, потерять его уважение, доверие и любовь.

На эту тему есть очень хорошие фильмы, очень тяжёлые, но очень полезные для родителей, задумывающихся над вопросами воспитания и образования: советский «Чучело» и американский «Повелитель мух».  В первом фильме действие происходит как раз в школе, во втором – на необитаемом острове, куда волей случая попадает кучка подростков. Страшно, но очень убедительно – потому что правда.

Какие могут быть ценности, моральные устои и нравы у незрелого коллектива сверстников? Есть ли там младшие дети, которые учатся подражать старшим, старшие дети, которые учатся заботиться и защищать младших? Есть ли там непререкаемый и всеми уважаемый авторитет взрослого, который имеет хороший жизненный опыт и установленные отношения с внешним миром?

Да ничего этого там нет. А без этого нет и социальной адаптации.

Есть поначалу аморфная масса согнанных в кучу одновозрастных детей, не знающих друг друга, с разными интересами, характерами, способностями и возможностями, которая называется класс 1 «б».

Но класс не останется аморфной массой!.. Любой коллектив стремится к иерархичности и упорядоченности. И он сам упорядочится. Появится верхушка лидеров и их подчинённых. Появятся изгои и тихони, серые мыши, «ботаники» и бунтари. И пойдут они такими и дальше по жизни…

Если классный руководитель не горит желанием стать авторитетом в классе или попросту не имеет сил и навыков для формирования хорошей, здоровой социальной структуры класса (а так оно чаще всего и бывает) – класс приобретёт сходство с животной стаей. Так работают законы природы, инстинкты – потому что разумных навыков у детей и подростков пока попросту нет.

Их формирует СЕМЬЯ.

Вот если вы это сможете донести до вашего оппонента, опять же, с тем неизменным посылом, что вы хотите НАСТОЯЩЕЙ социализации для вашего ребёнка, и что у него будет ЛУЧШЕЕ, более здоровое общение, чем в школе, тогда всё.

Все вопросы закрыты, больше спорить просто не о чем.

Итак: главный аргумент в теме СОЦИАЛИЗАЦИЯ: истинная, здоровая социализация ребёнка формируется в СЕМЬЕ, а не в коллективе сверстников!

Как выстроить безопасные отношения со школой

Здесь всё совсем не так страшно, как многим кажется. И, опять же, всё базируется на вашем доскональном знании закона о семейном образовании. Это очень гибкий закон, предоставляющий родителю огромные возможности для образования собственных детей. Проблема только в том, что во многих школах о нём почти не знают. И вот тут нужно, чтобы вы его знали очень глубоко, на уровне юриста.

Распечатайте его, тщательно изучите, выделяя те пункты, которые актуальны для вашей ситуации. С этой распечаткой вы потом придёте в школу, подавать заявление в местный отдел ГОРОНО или РАЙОНО на семейную форму образования.

Вам совсем не обязательно привязываться к школе, что ближе всего к вам. Если руководство упрётся (бывает и такое, особенно в сельских школах), проще выбрать любую другую или вообще дистанционную школу.

Вы сами определяете количество и порядок аттестаций: раз в четверть, полгода, год, один раз за все четыре первых класса. Есть родители, которые вообще выбирают одну-единственную аттестацию – сдачу ГЕА в 9 классе – и до этого времени не показываются в школе. Но для этого нужно быть полностью уверенным в себе и своём ребёнке.

Есть один нюанс, связанный с деньгами. Руководство школы может попросить вас выбрать не семейную форму образования, а экстернат – форму заочного школьного обучения. Разница только в том, что финансовое обеспечение за вашего ребёнка пойдёт школе, а не вам. Хотя для того, чтобы оно шло вам, нужно очень много всего сделать, кучу бумаг собрать, и ситуация будет варьироваться в зависимости от региона.

Зато в этом случае школа гораздо мягче станет относиться к вашему ребёнку, а это в некоторых случаях очень важно. Так что здесь всё решать только вам! Многие выбирают именно такой путь, чтобы ребёнок проходил аттестации в спокойной и комфортной атмосфере.

Но и привязка к местной школе не обязательна: есть много онлайн-школ, где аттестацию можно проходить дистанционно. Правда, они платные, но можно найти совсем недорогие.

Резюмируя – ваши отношения со школой целиком и полностью базируются на вашем знании ФЗ № 273 и вашем выборе школы.

Выбор учебной программы: 4 очень важных совета

domashnee-obuchenie-kak-uchest-vse-plyusy-i-minusy

Итак, вы уже поняли, что одним из главных плюсов домашнего обучения является возможность выбрать ЛЮБУЮ образовательную программу для вашего ребёнка или сформировать собственную.

Правда, этот же пункт – для многих родителей может стать и минусом. Как разобраться в огромном количестве всяких программ, если не имеешь преподавательских навыков?

Поэтому дам вам несколько простых и понятных советов – как родительских, так и педагогических – ведь я сама по образованию учитель и репетитор с достаточным опытом.

  1. Составьте базовое представление об интересах, предпочтениях и вкусах вашего ребёнка

Напишите на бумаге, что он любит, что даётся ему легко, к чему он проявляет интерес, независимо от того, дошкольник он или уже школьник. Если он уже и сам понимает, к чему лежит/не лежит его душа, попросите его самого составить такой список.

На основе этой информации определите – к какой сфере дисциплин он тяготеет больше – к гуманитарной, технической, к естествознанию или ему интересен спорт, общение, прикладные дисциплины – искусство, музыка, мастерство.

Можно нарисовать круг, поделить его на сектора дисциплин, рисуя сектора большими или маленькими в зависимости от интересов ребёнка.

Так вы получите наглядное руководство не только к выбору программы обучения, но и к планированию самого процесса обучения: больше времени вы будете посвящать любимым дисциплинам, а остальных касаться только поверхностно, для прохождения аттестации.

Дети-дошкольники редко проявляют очень выраженные гуманитарные или технические наклонности – обычно им нравится всё, поэтому с ними можно начинать с обычной стандартной программы, а дальше уже будет видно, какие дисциплины пойдут лучше, какие потяжелее. И вы будете соответственно корректировать курс.

  1. Выбирайте такие учебники и методики, которые интересны и понятны вам самим

Я – учитель английского языка. И я перелопатила и применила множество различных методик преподавания, как детских, так и взрослых. Выбор просто колоссален!

В результате остановилась на паре готовых детских (для обычных детей и для способных к языкам), а для взрослых сконструировала собственную – на основе самых удачных моделей, взятых у разных методистов и преподавателей. Мои советы по изучению английского вы можете почитать здесь (ссылка)

И я, как учитель, ответственно заявляю – выбирайте то, что созвучно и интересно именно вам. Вся подача пойдёт через вас – а если вы сами чего-то недопоняли или вам ужасно скучно – ничего вы донести не сможете.

Изменяйте и адаптируйте материал под ваши потребности. Если хорошо заходят песенки – пойте. Если игры – играйте. Рисуйте, шутите, делайте, что угодно, главное – чтобы вам и вашему ребёнку было весело и интересно. Помните, вы – не учитель, вы – собрат по познанию!

  1. Репетиторы, консультации и внешние ресурсы

Успешность образования больше всего зависит от простого фактора – насколько разнообразна ваша ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.

Что это такое? Это всё, что окружает вашего ребёнка по жизни – ведь процессы воспитания и образования идут непрерывно, начиная с его рождения, даже если вы не принимаете в них активного участия.

В домах, где много книг, дети много читают. В домах, где есть домашние животные и приусадебные участки, дети любят естествознание. В домах, где висят карты, дети хорошо знают географию. И так далее.

Чем богаче и разнообразнее образовательная и семейная среда – тем больше разнообразной информации получает детский мозг. Задача родителя – всё время совершенствовать эту среду! И тут, конечно, вы вне конкуренции, если живёте в Родовом поместье. Это самая богатая и полезная информационная среда, которую только можно вообразить.

Всё остальное – тоже должно быть под рукой.

Никогда не замыкайтесь в рамках одного учебника или курса. Реагируйте на малейшее любопытство, проявленное ребёнком – качайте познавательные ролики из сети, ходите на экскурсии на природу, в музеи, на выставки. Путешествуйте, знакомьтесь с другими людьми, проходите вместе мастер-классы в новых областях знаний и умений.

И, конечно, вы можете найти хороших учителей (в той же школе или интернете), которые помогут справиться там, где не справляетесь вы.

  1. Самое главное – не зацикливайтесь на результате!

domashnee-obuchenie-kak-uchest-vse-plyusy-i-minusy

Мы все в своё время подверглись жёсткой оценочной системе школы. Ко многим на все школьные годы прилипали ярлыки «троечник», «двоечник», «отличник», «середнячок». А ведь это – въедающиеся глубоко программы, от которых потом очень трудно избавиться.

Даже тогда самые умные родители понимали, что оценки – не главное в жизни, и они никак не влияют на качества личности, никак не оценивают реальные способности и интеллект.

И вы в эту ловушку не попадайтесь! Огромный плюс домашнего обучения – вы можете практически полностью избежать оценочного подхода в обучении ребёнка. Вы только подумайте – уже это одно способно перевесить все аргументы в пользу традиционной школы. Не будет травм, не будет ярлыков, образование станет ПРОЦЕССОМ, радостным для всех сторон.

Школа без этого не может – это главный инструмент мотивации и контроля. А вы – можете. И не приучайте ребёнка к оценкам. Самый главный критерий оценки теперь будет находится именно в нём. Он сам вам будет говорить – нет, я ещё недостаточно в этом разобрался, давай поработаем ещё.

Жизнь – это не результат, а процесс. Семья – это не результат, а процесс. Совершенствование среды обитания – это тоже процесс. И образование – тоже процесс.

И в этом – истинная радость взаимного обучения и непрерывного познания! С таким подходом к образованию вы и ваши дети никогда не потеряете интереса к жизни, к миру. Вы будете успешны, открыты и сможете реализоваться в том, что вам интересно. И принести много блага миру!

5 полезных ресурсов для домашнего обучения

И напоследок я дам вам список самых интересных с моей точки зрения интернет-ресурсов, которые пригодятся вам при формировании учебных программ для ваших детей. Буду признательна, если в комментариях вы дополните этот список своими находками – так вы поможете сделать эту статью ещё более полезной!

Онлайн-журнал «Семейное образование» https://semeynoe.com/

Это — замечательный журнал, наполненный разнообразными статьями про «семейку». Причём, статьи самые разные — пишут и профессора-педагоги и простые родители с опытом обучения своих детей. Обсуждается много нестандартных вопросов, подходов и методик. Душевно и тепло о детях и о преодолении учебных трудностей. Списки мероприятий, на которых можно побывать и встретиться с единомышленниками. Советы родителей по выбору программ обучения и прочее.

Русская классическая школа  https://russianclassicalschool.ru/

Совершенно уникальный проект, набирающий обороты и последователей. Девиз школы: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ. Ребята действительно молодцы. Всё лучшее, что было в досоветской и советской системе обучения, опыт великих педагогов-гуманистов прошлого и настоящего, плюс собственное, современное видение коллектива прекрасных педагогов — это Русская классическая школа с тщательно выверенными программами обучения для всех ступеней — от начальной школы до старшей. Возрождение России без всякого пафоса!

Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/

Этакая образовательная «солянка» от разных педагогов, включающая форумы для обсуждений, библиотеки уроков и учебной, справочной информации, возможность создать свой мини-сайт для создания собственных образовательных проектов, постоянно обновляющиеся статьи и материалы, новости об образовании и куча, куча всего. С непривычки даже запутаться можно, но зато там можно найти всё, что касается школьного образования.

Библиотека видеоуроков по школьной программе «ИнтернетУрок» https://interneturok.ru/

Название говорит само за себя, плюс там же возможность записаться в дистанционную школу в любое время года. Удобно организованный материал по всем классам и предметам, возможность тестироваться, слушать лекции, читать статьи и смотреть видеоматериалы как для детей, так и для родителей. Постоянно развивающийся сайт, уроки от ведущих педагогов страны.

Информационный образовательный портал со смешным названием НАШОЛ: https://nashol.com/

Ну, тут уж вы действительно всё найдёте — там собраны ссылки на полезные ресурсы, книги и тексты по всем предметам школьной программы.

Надеюсь, мои рассуждения помогли вам расставить приоритеты и определить свои плюсы и минусы в домашнем обучении! Если вам эта статья пригодилась — поделитесь ею с другими.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (6 оценок, среднее: 4,83 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *