Как научиться писать хорошо: советы начинающим. Мифы о писательстве, секреты авторского стиля, приёмы редактуры и многое другое.

Uchimsya-pisat

Однажды, читая известного блогера, натолкнулась на рассуждение о том, что у неё есть знакомые, которые хорошо пишут, но ничего с этим не делают, хотя, образно говоря, сидят на мешках с золотом. Но как быть тем, кто не рвётся в великие писатели, а просто хочет понять, как научиться писать хорошо, чтобы вести свой блог или группу – ведь на этом зачастую можно не только стать популярным, но и хорошо зарабатывать!

И, разумеется, где популярность – там и бесконечные возможности для развития. Люди, которые привыкают к автору, проникаются к нему доверием. И это доверие легко конвертируется в продажи товаров и услуг, инфопродуктов, чего угодно. Более того, это доверие становится прямой дорожкой к другим людям, к новым друзьям и полезным связям, к невероятным событиям, меняющим жизнь! И всё это скрывается в таком соблазнительном, но таком недоступном умении хорошо писать.

Но позвольте, неужели вы до сих пор полагаете, это умение вам недоступно, потому что в школе вы получали двойки за сочинения?

Давайте я попробую убедить вас в обратном.

  1.     3 главных мифа о писательском мастерстве
  2.     3 основных составляющих качественного текста
  3.     Главный секрет захвата читательского внимания
  4.     8 универсальных мотиваторов для первого абзаца
  5.     5 книг, которые реально помогают научиться писать хорошо

 

3 главных мифа о писательском мастерстве

kak-nauchitsya-pisat-xorosho

 Миф 1: Для писательства нужен талант

Этот миф – самый живучий и самый странный. Почему странный?

Потому что никто не рождается писателем, как не рождается художником, строителем, предпринимателем или музыкантом. Это вовсе не врождённый дар, хотя некоторые особенности воспитания и характера, конечно, влияют на развитие писательских способностей. Но то же самое можно сказать про любую деятельность.

Если ребёнка с детства окружает музыка – родители её включают, много поют, играют на инструментах – с большой долей вероятности у их ребёнка будет развитый музыкальный слух. Если вокруг всегда есть альбомы, краски, кисти и прочие рисовальные принадлежности — рисование будет для него привычным занятием. Но, сами понимаете, если ребёнка не учить совершенствоваться, всё это останется на уровне любительского творчества. Для того, чтобы серьёзно играть на гитаре или писать профессиональные пейзажи требуется практика, дисциплина и учёба.

Но ведь с писательством всё то же самое, друзья!

Ребёнок, с детства читающий и окружённый книгами уже неосознанно тренирует память, наблюдательность и чувство языка – всё это основы писательского таланта, да. Но почему-то мы привыкли считать, что дальше — оно само либо перейдёт в будущем в умение хорошо писать, либо нет. Но какой же это бред, друзья! 

Развитие писательских навыков – это такая же тренировка ума и обучение определённым приёмам и техникам для ясного, интересного и красивого изложения мыслей на бумаге. Этому, увы, в школе не учат. В школе учат составлять предложения, связывать их в сочинениях и в целом грамотно писать, но писательское мастерство — это гораздо больше.

Поэтому учиться хорошо писать — можно (и нужно)! И прежде всего, необходимо отказаться от установки, что без таланта, особого дара свыше, нельзя стать хорошим писателем или хотя бы известным блогером. 

Отчасти этот миф так прочно укоренился в нас потому, что это делалось специально. До революции не то, что писателей, просто грамотных людей было очень мало. А в советское время писатели были особой, очень высокооплачиваемой кастой, куда допускались немногие и через очень большие связи и усилия. Для простых людей писатели были практически небожителями!

Но времена изменились, друзья.

Они изменились настолько, что любой человек при желании сейчас может стать известным и популярным именно благодаря тому, что хорошо пишет. За примерами ходить не надо – они все в ваших закладках в браузерах. Вы читаете любимых авторов, вы их любите, вы покупаете их книги и читаете их блоги. И вы сами можете стать одним из них, даже если считаете, что у вас нет ни капельки таланта.

А теперь о таланте. Что же это такое?

Если вы попали в эту статью, значит, вам интересна эта тема. А может, вы даже потихоньку завидуете успешным писателям и блогерам? Так вот — это на самом деле отличная новость. Потому что:

Талант – это развитый определёнными действиями интерес к какой-либо деятельности.

 Если интересно — значит, справитесь! Текст за текстом, статья за статьёй, вы всему постепенно научитесь.

Умение писать – дело наживное

Я веду свою писательскую группу «Живое Слово» ВКонтакте и с уверенностью заявляю, что хорошо пишут как минимум 8 человек из 10, хотя поначалу они даже не подозревают об этом. Да и с оставшимися двумя тоже не так всё плохо. Можно довести и их до уверенного владения пером.

Умение писать – это дело наживное. По сути, это обычный технический навык, вроде умения шить и рисовать.

Да, есть определённые правила и приёмы редактирования текстов, которые подробно, с видеопримерами разобраны в моём курсе «Чистописание». Но и эти приёмы лишь помогают улучшить текст, делать его простым и приятным для восприятия, учат яснее и чище выражать мысли, но они не заменят вам того, что у вас уже есть – а именно – вашего внутреннего содержания, которое вы хотите донести до широкой аудитории.

В качестве примера вспомните биографии и странички известных людей, которые вовсе не писатели. Путешественники, бизнесмены, актёры и просто интересные, чего-то добившиеся люди. В своих мемуарах и блогах они просто рассказывают о себе, не используя особых художественных приёмов, но, тем не менее, читать их очень интересно. Потому что нам интересна эта тема или личность, и мы читаем с удовольствием.

Но я-то, скажете вы, вовсе никому не интересен. Я совсем обычный человек. Мне и писать не о чем!

И вот мы подошли ко второму мифу —

 Миф 2: Мне не о чем писать!

kak-nauchitsya-pisat-xorosho

Вот здесь вам надо прежде всего понять одну простую вещь.

Люди, включая вас самого, читают тексты других людей не затем, чтобы получить какую-то информацию. Для поиска информации они набирают ключевую фразу в поисковике или открывают энциклопедию.

А тексты других людей они читают потому, что они получают от них удовольствие или сильный эмоциональный отклик. Причём эмоции могут быть разными: боль, восхищение, любопытство, ярость, радость, сочувствие и так далее.

И теперь, смотрите: фраза «мне не о чем писать», если смотреть на неё с этого угла, вообще не имеет смысла. Да о чём угодно можно писать! Это не имеет никакого значения. О прочитанной книге, о брошеной собаке, о новом рецепте, о выходках супруга, о новом кухонном гарнитуре, о том, как над дальним лесом встала радуга.

Ещё лучше – выбрать какую-то определённую тему, которая вам интересна или которая сопровождает вас по жизни и начать её разрабатывать. Это проще, чем писать сразу обо всём. И на этом можно выстроить очень хороший тематический блог. Посмотрите, какие необычные каналы есть в «Яндекс-Дзене». Мне, например, очень нравится каналы «Записки сельского учителя», «Живые вещи», «Дауншифтеры», «Путь к свободе», «Грабельки мои».

Можно живо и ярко писать совершенно о любых вещах и явлениях, рассуждать о том и о сём, собирать заметки и сочинять юморески… всё, на что хватит фантазии. Не в этом суть.

Суть в том, КАК вы это напишете, чтобы вызвать этот самый эмоциональный отклик! Для этого вам нужно чётко понимать, какой именно отклик вы хотите вызвать. А если вы хотите подать именно новую информацию, вам всё равно нужно задуматься над тем, КАК её подать, чтобы раздразнить читательское любопытство: ведь это одна из самых сильных человеческих эмоций.

Итак, вопрос «о чём писать» мы отбрасываем и задаёмся более конструктивным: «как научиться писать, чтобы вызывать у читателя эмоциональный отклик?»

И это уже из сферы вашего собственного писательского стиля. А потому переходим к третьему мифу —

 Миф 3: У меня нет своего стиля!

kak-nauchitsya-pisat-xorosho

И снова у меня хорошие новости: так не бывает. У вас есть свой писательский стиль. Он присущ вам с того момента, как вы написали своё первое самостоятельное предложение, и он абсолютно индивидуален, как отпечатки пальцев или узор сетчатки.

Задумайтесь, что такое авторский стиль, из чего он складывается?

Из всего вашего опыта, особенностей вашей души, набора интересов, из всех прочитанных книг и просмотренных фильмов, из всего многообразия ощущений всех органов чувств, из всех ваших мыслей и реакций, из всего, что вы считали значимым для себя, из всех ваших ценностей и убеждений.

Вы никогда не сможете писать, как кто-то другой, даже если будете подражать тому, чей стиль вам нравится. И вот ещё одна отличная новость: именно с этого и нужно начинать!

Да, все авторы, кроме, может быть, самых гениальных, начинают с подражательства. И в этом нет ничего плохого. Это совершенно естественный этап становления – мы все нуждаемся в точке опоры в любом мастерстве или искусстве, чтобы сделать собственные первые шаги.

А потому – начните со списка авторов, которые вызывают у вас самый сильный отклик. Вот они и будут вашей точкой опоры. Если они при этом написали какие-то книги или создали курсы по писательскому мастерству – это уже совсем великолепно! Они и станут вашими лучшими учителями и проводниками в мир писательского творчества. Только теперь не просто читайте их произведения, а заведите себе толстую тетрадь. 

В эту тетрадь вы будете выписывать особенно понравившиеся вам отрывки из любимых авторов и будете анализировать, что именно нравится, цепляет вас в них. И пробовать применять это в своих текстах. Это кропотливая, но очень полезная работа: она развивает, как ничто другое. Ваша тетрадь-цитатник станет вам верным помощником на долгие годы.

Мой личный опыт обретения стиля

Я, например, прочитала тысячи и тысячи книг. Но в качестве точки опоры для своего творчества выбрала прежде всего Татьяну Устинову, автора многих остросюжетных любовных романов. Я восхищаюсь её ярким, чётким, точным и эмоциональным слогом – и во многом подражала ей, особенно вначале.

А потом мой собственный стиль оформился, окреп и сейчас уже только отдалённо перекликается с устиновским. И я очень благодарна ей, хотя мы никогда не пересекались и не пересечёмся в жизни. Конечно, и другие авторы вплели свои ноты в мой стиль: юмор Даррелла, Хэрриота и Задорнова, масштабность Ивана Ефремова и других фантастов,  глубина и философия книг Владимира Мегре, поэтический лиризм Владимира Солоухина и бардов-шестидесятников.

А у вас будет свой личный «коктейль», в котором ведущая нота всё равно будет принадлежать только вашей душе. И постепенно из этой пестроты сформируется ваша собственная уверенная мелодия, которую будут узнавать и любить те, кому она будет созвучна. Поверьте, когда у читателей возникает отклик на ваше творчество, и они пишут вам об этом – это просто невероятный кайф!

Так будет и у вас, непременно, говорю вам это как преподаватель: но лишь при одном условии – если вы будете писать! Писать много и часто. Мне например, помогает ещё мой небольшой канал на «Яндекс-Дзен», который называется «Камешки на ладони», где я регулярно пишу небольшие заметки просто про жизнь, которые, тем не менее, потом становятся основой для больших статей и будущих книг.

А теперь поговорим собственно о текстах, почему у одних людей они получаются магически-притягательными, а у других скучными и серыми – прочитал и не вспомнишь, о чём.

 3 основных составляющих качественного текста

 Одна идея за один раз + авторское «Я»

kak-nauchitsya-pisat-xorosho

Знакомо ли вам выражение «растекаться мыслью по древу»?

Очень часто мне попадаются тексты, в которых мысль растекается не то, что по древу, а по целому лесу. Такое впечатление, что человек наконец-то дорвался до клавиатуры и спешит выплеснуть всё, что у него накопилось за долгие годы молчаливого познания мира.

Запомните, друзья, даже большие художественные произведения всегда подчинены единому замыслу, что уж говорить о простых статьях и постах в соцсетях. Чем меньше формат текста, тем меньше отвлечений от основной идеи вы можете себе позволить. Чем меньше дерево, тем меньше у него ветвей и тем они тоньше и короче.

Например, вы пишете пост о влиянии гаджетов на детей. Для начала вам нужно определиться, каково ваше истинное отношение к этой проблеме, и на основе этого сформулировать основной посыл текста. Например: «гаджеты негативно влияют на детей»/«без гаджетов немыслимо воспитать современного ребёнка»/ «гаджеты при умелом и умеренном использовании помогают развитию ребёнка».

Выбрав свою позицию, не отходите от неё и всю аргументацию стройте на ней. Если вы попытаетесь рассуждать в том смысле, что гаджеты – это вообще-то гадость, но куда же без них в наше время, да и, в общем, не так уж они вредны, а в каких-то случаях и пользу могут принести, то ваш текст оставит у читателя крайне неприятное и противоречивое ощущение, что вы и сами не знаете, что хотите сказать и читателям головы морочите.

Если вы действительно убеждены в том, что в гаджетах есть и плюсы, и минусы – то именно это и будет основным тезисом вашего эссе-рассуждения, а в конце вы придёте к ясному и логичному выводу, что пользоваться ими нужно и можно, но в меру и с умом.

В своём базовом курсе «Чистописание» я посвящаю отдельный урок языковому, стилистическому и смысловому единству текста с подробными видеоразборами текстов своих учеников, и показываю, как привести их к единству. Там же вы найдёте бесплатный вводный урок по выбору тем для писательства и методу свободного письма (фрирайтингу), который навсегда закроет перед вами проблему «чистого листа».

Когда ваш текст един по смыслу, стилю и эмоциональному посылу, он похож на огранённый драгоценный камень. Такой текст не оставит читателя равнодушным. Да, он может вызвать совершенно разную реакцию, но вы сразу должны быть к этому готовыми.

Помните, чем сильнее и ярче выражена ваша личная позиция, тем больше критики она может вызвать в свой адрес, но в то же время тем сильнее будет ваше авторское “Я”,  и тем больше у вас будет читателей, которые будут вас искренне поддерживать и уважать.

 Когда текст написан из позиции автора, это создает целый ряд позитивных явлений. Автор говорит: «Я». Когда кто-то говорит «Я», на полную мощность включаются персональная идентичность и Я-нарратив. Проявляются характер, темперамент, уникальный жизненный опыт и стиль. В этот момент и начинает работать хваленый сторителлинг. Историями переполнено каждое Я.
Марина Войтович

Яркий живой язык

Как ни удивительно, всё же не язык играет главную роль в тексте, особенно, если вам удалось подобрать свою целевую аудиторию, и вы пишете эмоционально и интересно.

Только на языковых изысках, увы, далеко не уедешь. Хорошо бы об этом помнить тем, кто умеет писать красиво, но не умеет работать со смысловым содержанием текста и читательским интересом. Школьные пятёрки за сочинения не в счёт, в школе, увы, ни капли не учат писательскому мастерству.

Но в то же время живой, образный, ясный язык в сочетании с хорошим содержанием создаёт такую неповторимость звучания, что у читателя возникает своеобразная зависимость, потребность в текстах именно этого автора, как в аромате кофе по утрам.  Думаю, вы и сами можете привести примеры ваших любимых писателей и блогеров, от неповторимого стиля которых вы приходите в восторг.

Обратите внимание: если вы напрямую разговариваете с читателем или ведёте блог, нужно стараться писать, как разговариваешь, просто и понятно. Это не отменяет ни образности, ни яркости, но ваша речь должна носить выраженный разговорный оттенок, с теми словами и оборотами, которые вы используете и в устной речи. Читатель должен ощущать, что ведёт как бы диалог с живым человеком и интересным собеседником.

Так что работа с языком для автора совершенно необходима и длится всю его творческую жизнь. Именно язык придаёт неповторимость и блеск авторскому стилю, чем виртуознее автор им пользуется, тем мощнее эффект от его произведений. Особенно это важно для тех, кто собирается писать художественное произведение, а не просто вести блог или писать статьи для СМИ.

Основные приёмы работы с «сырым» текстом

Хорошая новость в том, что базовые навыки работы с языком включают в себя лишь несколько основных пунктов:

  •       «чистку» текста от языкового мусора;
  •       работу с предложением и его структурой;
  •       избавление от «канцелярита» (мёртвых, вялых, застойных фраз), штампов и клише;
  •       выстраивание единого звучания и смыслового посыла текста
  •       работу с синонимами, яркостью и образностью речи.

Все эти этапы с упражнениями для самостоятельной работы, подробными видеоразборами и примерами есть в моём базовом курсе работы с текстами «Чистописание».

Пройдя этот курс, вы сможете настроить внутреннего «саморедактора», который будет включаться по требованию. Написав текст в состоянии потока, вы получаете «сырец», который нужно будет тщательно отшлифовать, чтобы сделать его понятным и приятным для читателя. Вот тут-то ваш внутренний редактор и проявит себя. Со временем вы будете писать всё лучше и лучше, поскольку навыки редактирования «встроятся» в вас на подсознательном уровне.

А в моей группе ВК «Живое Слово» постоянно выходят разные материалы и мини- тренинги, помогающие людям «расписаться» и чему-то научиться в тёплой и дружественной атмосфере.

 Эмоциональное вовлечение

kak-nauchitsya-pisat-xorosho

И третья главная составляющая хорошего текста, «цепляющего» читателя за душу сердце и прочие органы – это его эмоциональное наполнение.

И вот здесь не всё так однозначно и просто, как с языком и идеей текста. Часто автор, садясь за текст и сам не знает, вообще не задумывается над тем, какой эмоциональный посыл он внесёт с своё творение. Он просто «выплёскивает себя», особо над этим не задумываясь.

Кстати, это очень характерно для пишущих женщин, у которых эмоциональность частенько просто зашкаливает, их тексты пестрят восклицаниями или, наоборот, многоточиями, яркоокрашенными эмоциональными словами и словечками, превращая тексты во что-то фееричное, многослойное и трудноусваиваемое.

А вот мужские тексты часто сухи и скупы, как те самые мужские слёзы. Только голая суть и факты, а эмоции частенько выражаются лишь в крепких словечках.  Но даже если текст вы пишете о какой-нибудь автомобильной детали, это не значит, что его нельзя написать живо и интересно.

Как вы уже поняли – суть хорошего текста в том, что автор точно знает, что он хочет пробудить в читателе: любопытство, грусть, гнев, радость, ярость, сочувствие. Лучшие тексты всегда волнуют, заставляют сопереживать. Лучшие мастера слова виртуозно играют струнами наших душ, заставляя их звучать в унисон с посылом, заложенным в тексте.

Начинающим авторам не стоит пытаться вкладывать слишком много эмоций в текст, особенно, если они противоречивы. Лучше всего заранее определиться, какую конкретно эмоцию у читателя вы хотите затронуть.

Например, вы прогулялись по осеннему лесу, и вашу душу переполняет лиризм и светлая грусть. Или радость. Или…

Вот и определитесь для начала, что вами овладело, какое чувство доминирует?

Поверьте, как только вы поймёте это, вам сразу станет легче писать об этой прогулке, своих чувствах, тут же вспомнится что-то нужное из поэзии, подберётся нужная картинка – и, оп-ля — готова симпатичная осенняя зарисовочка. Читатель счастливо вздыхает, уносясь в осенние дали вместе с вами. Цель достигнута, и вы умница, написали правильный, сбалансированный текст.

Со временем и регулярной практикой ваше мастерство будет расти, постепенно вам будет удаваться внести больше эмоциональных оттенков в тексты, и вы нащупаете оптимальное соотношение чувств и фактов, свой золотой эмоциональный баланс текста.

 Главный секрет захвата читательского внимания

Эта часть статьи посвящена прежде всего блогерам и тем, кто ведёт регулярные странички в соцсетях.

Увы, веб-райтинг, то есть писательство в интернете, подчиняется своим законам и правилам, не усвоив которые вам будет очень трудно продвигаться в сети.

И самое главное его правило:

Придумать «цепляющий» заголовок к тексту и написать такой первый абзац, который сразу «втягивает» читателя внутрь.

Читатель, барахтающийся в океане информации, который предоставляет ему интернет, поневоле выбирает те заголовки, которые, опять же, воздействуют на его эмоции. Он бездумно листает ленты новостей, «серфит» по этому пёстрому морю почти бессознательно, и его внимание привлекают только яркие маячки – картинки с почти кричащими заголовками, немедленно воздействующими на какую-то эмоцию, чаще всего – любопытство.

Такие заголовки называют «кликабельными», то есть по ним чаще всего кликают мышкой, порой даже поневоле. За примерами далеко ходить не надо: открываем «Яндекс-Дзен» и…

kak-nauchitsya-pisat-xorosho

 Силу заголовка недооценивать нельзя – 90 процентов успеха, который заключается в том, что читатель гарантированно начнёт читать ваш текст зависит именно от заголовка. Конечно, если вы не заботитесь о расширении своей читательской аудитории – можно ставить такой, который вам нравится.

Но всё же прежде я бы рекомендовала немного поступиться принципами, ставить броские заголовки и собрать аудиторию, а когда она к вам привыкнет, и вы выйдете на нужный уровень известности и продаж, тогда можно и расслабиться: ваш читатель уже будет на вас подписан и никуда не уйдёт.

Но будьте внимательны: если ваш заголовок не будет нести конкретную информацию или не будет соответствовать содержанию статьи, на вас могут наложить бан. Это называется «кликбейт». Алгоритмы «Яндекса» учитывают не только кликабельность заголовка, но и то, сколько времени читатель проводит, читая вашу статью.

8 универсальных мотиваторов для первого абзаца и приём «заход через историю»

Если читатель, прочитав первые несколько строк, понимает, что содержание не соответствует заголовку, он сразу уходит, и такие статьи резко понижаются в рейтинге, а то и могут вызвать штрафные санкции.

Поэтому очень важно, чтобы первый абзац вашего текста содержал нужную информацию и был написан так, чтобы читатель остался «на крючке». Вот вам пример хорошего эмоционального вовлечения:

Что делают взрослые люди, которые делают успешные блоги, и как стать самой большой матрешкой во всем цеху.

Российский блогинг вылез из пеленок, прополз этап раннего детства с его безобидными шалостями и угрюмо шагнул в стадию юношеского максимализма.

Что нужно сделать, чтобы русскоязычные блоги не застряли в подростковом периоде навсегда, а стали взрослыми, зрелыми, осознанными? Для начала — излечиться от болезней, которые сдерживают развитие сферы, и наметить новый маршрут.

 Очень часто, если вы пишете информационную статью или продающий текст, в первом абзаце используются универсальные мотиваторы, воздействующие на скрытые желания читателя:

  •       Быть богатым/обеспеченным;
  •       Быть внешне привлекательным;
  •       Быть здоровым;
  •       Быть популярным;
  •       Быть в безопасности;
  •       Обрести внутренний мир/покой;
  •       Иметь много свободного времени;
  •       Развлекаться/веселиться.

Давайте посмотрим, какой мотиватор использован в этой конкретной цитате и попробуйте сами его проанализировать.

Всё просто: здесь автор использовал два основных мотиватора: «быть обеспеченным» и «быть популярным».  Ключ в словах «успешные» — через успех приходит популярность и метафора «самая большая матрёшка в цеху» (достижения, должности = высокий заработок). И писательство, блогинг действительно открывают дорогу к реализации этих желаний. 

Ещё для первого абзаца очень хорошо работает принцип «захода через историю».

То есть в начале вы делитесь каким-то личным опытом, который эмоционально воздействует на читателя. Люди любят истории и будут любить их всегда. Почему бы этим не воспользоваться?

Моя бабушка прекрасно вязала. Я с теплом вспоминаю те вечера у камина, когда она обучала меня тонкостям мастерства. Играясь с волшебными кружевами, мы вместе строили планы, мечтая об интересной, необычной, полной приключений жизни. Эти вечера я храню неприкосновенной жемчужиной в своей памяти. Ведь именно здесь я чувствовала себя по-настоящему счастливой, нужной, важной, любимой.

Я выросла, жизнь пошла своим чередом. Университет, работа, муж, карьера… Волшебные бабушкины кружева, теплый камин, истории о принцессах остались в далеком прошлом… Как брошеный котенок под осенним дождем…

Вот пример того, как начинается статья о рукоделии. Здесь и художественность в наличии, и образы, которые пробуждают в читателе ностальгические чувства. И вы тоже можете вспомнить примеры из вашей жизни, которые пробудят в читателе любопытство и знакомые, родные ощущения. Просто и эффективно!

5 книг которые реально помогают научиться писать хорошо

kak-nauchitsya-pisat-xorosho

И наконец, хочу поделиться с вами теми книгами, благодаря которым я сама стала писать намного лучше, плюс они очень помогли мне в пути становления как преподавателя писательского мастерства и позволили выстроить собственный теоретико-практический курс «Чистописание» для тех, кто находится в самом начале пути к писательским вершинам.

Книг по писательству очень много. Десятки, если уже не сотни. И все они так по-разному написаны, что разобраться в них и составить какое-то общее впечатление совершенно невозможно.

Всё дело в том, что эти книги пишут сами же писатели. А поскольку каждый писатель – совершенно неповторимый творец, со своим уникальным подходом к творчеству, режимом письма и писательскими стратегиями, то я постаралась отобрать те книги, которые организованы по принципу «чему-то научить», а не только рассказать о себе и своём творческом пути, хотя это тоже бывает интересно и полезно читать.

Итак, 1 в моём списке –

Уильям Зинсер «Как писать хорошо – классическое руководство по созданию нехудожественных текстов»

Эту книгу писал не просто писатель и журналист с большим стажем, но университетский преподаватель писательского мастерства. Эта книга – великолепный, очень подробный, очень дотошный учебник по писательству, который должен лежать на каждом авторском столе.

Я часто обращаюсь к этой книге за советом и помощью, хотя прочитала её уже не один раз. 

В этой книге очень много наглядных разборов текстов студентов Зинсера – подробных и интересных, а также его собственные тексты и разнообразные примеры из его жизни и писательской карьеры.

Одним словом, ценность этого учебника очень и очень высока. Может, кому-то он покажется немного занудным, но пользы в нём всё равно целое море. Читать его следует вдумчиво и неторопливо, тщательно выполнять все рекомендации мастера.

№2Юрий Никитин «Как стать писателем»

С этой книги начался мой путь к созданию собственной школы и вообще становление меня как писателя. Она написана настолько искромётно, что назвать её классическим учебником нельзя. Зато её можно читать как хорошее развлекательное чтиво и при этом многому, очень многому научиться!

Именно из неё я вытащила основные положения для своего курса «Чистописания», превратила их в качественный, уже обкатанный тренинг, дополнив собственными примерами и видеоуроками.

Автор и сам очень сильно пишет, в основном в жанре «фентези», хотя книги у него достаточно мужские, с элементами боевика. Интересно, что у Никитина нет литературного образования, хотя он с отличием ещё в советское время закончил Высшие Литературные Курсы (ВЛК) – тогда вообще единственные курсы писательства в СССР, на которые практически невозможно было попасть.

Эти курсы он закончил с отличием, в начале 2000-х время организовал подобие читательско-писательского клуба «Корчма» в сети, где «ковал» писателей из таких же простых людей. Эта книга – сама по себе очень сильный мотиватор на то, чтобы начать писать. В ней много примеров из русской и советской классики, много юмора и живых историй.

Одним словом – и развлечётесь, и поучитесь!

№3 Нора Галь «Слово живое и мёртвое»

Блестящая советская переводчица, автор всеми нами любимого перевода сказки «Маленький принц» и великолепный филолог-стилист, много лет посвятила борьбе за чистоту и выразительность русского языка.

Её небольшая книга – самое лучшее и прекрасно написанное пособие по стилистике. Особенно помогает раз и навсегда разобраться с «канцеляритом» — бюрократической формальной речью, которую автор сравнивает с раковой опухолью на теле живого русского языка, которой особенно страдают чиновники, журналисты, политики, юристы, врачи и, увы, учителя.

Ещё очень интересно узнавать тонкости перевода на русский язык произведений иностранных авторов и через многочисленные примеры лучше осознавать глубину и многогранность русского слова.

Однозначно рекомендую эту книгу всем, кто хочет по-настоящему развить собственный авторский стиль, а также всем,  искренне влюблённым в родную русскую речь.

№4 Александр Молчанов «Букварь сценариста»

Скажете, при чём тут сценарии? Как бы не так. Да, сценарное искусство – это совсем иное творчество, чем собственно писательство, но!

Какова, собственно, основная задача кино? — Во что бы то ни стало удержать до конца фильма зрительский интерес.

Но хорошая книга тоже организуется по тем же самым принципам, друзья. Эта книга – незаменимое пособие для тех из вас, кого интересует написание художественных произведений.

Просто и очень увлекательно, с убедительными примерами из фильмов и литературы, автор рассказывает о том, как создать героя, которого полюбят ваши читатели, как выстроить и развить яркий и интересный, полный действий сюжет, определить главную движущую идею фильма или книги, как писать живые диалоги и многое другое.

Эта книга – тоже из серии «увлекательно и полезно»!

А ещё в дополнение к ней рекомендую другую его книгу «Пишется. 43 секрета вдохновения». Она не собственно о писательстве, а как раз о методах, средствах и стратегиях работы писателя. Как строить свой рабочий день, всё успевать, качественно отдыхать, где черпать вдохновение и идеи. Одним словом, практический сборник «лайфхаков» для писателей. Очень хорошая вещь!

№5 Кристофер Воглер «Путешествие писателя»

Совершенно удивительная книга-путешествие в глубины и истоки писательства, начиная с античных мифов и по наши дни. Это очень глобальная вещь о путешествии героя, основанная на трактовке книги американского учёного-философа Джозефа Кемпбелла «Тысячеликий герой».

Эта книга совмещает в себе две ипостаси – с одной стороны это интересное и практичное пособие по писательскому мастерству, с другой – погружение в философию и психологию и читателя, и писателя.

После её прочтения взгляд на мир в целом становится шире и ярче, начинаешь понимать многое в поступках окружающих и, соответственно, глубже и ярче начинаешь писать. Немного по-другому, но однозначно глубже. Эта книга помогла мне разобраться с архетипами героев и сюжетов, которые – это было для меня откровением – не меняются с древних времён и лежат в основе абсолютно всех книг, фильмов и историй.

Сам Воглер – очень многоплановый автор: лектор-теоретик, практикующий специалист, путешественник, консультант самых известных киностудий Голливуда и Диснея, принимал участие в разработке сценариев для таких известных фильмов как «Король Лев», «Тиль Уленшпигель», «Тонкая красная линия», «Анна и король», «Вулкан» и других.

Эта книга очень многое помогла «утрясти» и расставить по местам в моей голове относительно выстраивания сюжетных линий и прорисовке образов героев. Благодаря ей я смогла разработать в своей школе «Живое Слово» отдельный курс-погружение «Сказка рядом», где уже много людей написало не один десяток чудесных сказок и родился не один замечательный литературный герой.

В общем, если вы настроены писать объёмно, глубоко и серьёзно – отправляйтесь в Путешествие Писателя вместе с Кристофером Воглером – точно не пожалеете!

————————————————-

Ух, большая статья получилась, а сколько ещё не сказано! Конечно, это связано с тем, что я и сама продолжаю развивать свой писательский и преподавательский путь. В одном я убеждена точно: каждый желающий может найти для себя ответ на вопрос «как научиться писать хорошо». Надеюсь, моя статья вам хоть немного помогла! Если так – поделитесь ею с друзьями.

В моём писательском клубе «Живое Слово» вы также можете найти хорошее подспорье в прокачке ваших писательских навыков.

В самой группе регулярно выпускаются полезные материалы для авторов, работы тех, кто пишет в моей школе, задания по грамматике и стилю, периодически проходят бесплатные марафоны по писательскому мастерству.

Не забудьте также скачать мою БЕСПЛАТНУЮ книгу по писательскому мастерству «Клавиатура + душа: как стать автором, за которым идёт читатель». Она поможет вам обрести правильный настрой, если вы всё же решились окунуться в мир писательского творчества.

Здесь — бесплатный урок по выбору тем для писательства, в рамках моего курса «Чистописание»

А здесь вы найдёте мои художественные романы о любви и Родовых поместьях

 

 

Комментарии 6

  • Здравствуйте, Елизавета! Статья Ваша прекрасное учебное пособие для начинающего писателя. Удивительнейшим образом Вы отодвинули мои сомнения в писательстве так далеко, что я о них тут же и забыла. На все мои вопросы получены ответы. Вывод простой: продолжать писать.
    Ваш ученик Валентина.

    • Валентина, большое спасибо! И не обязательно на Вы! В тебе уже растёт замечательный писатель!

  • Благодарю!
    Записала названия книг для чтения.
    Очень увлек вывод о том, что популярность в соцсетях увеличивает возможности рекламировать свои товары или услуги.

    • Да, Ирина, популярность — это основа доверия. Ведь в наше время избыточного производства товаров и услуг люди ищут уже не столько товар, сколько Личность, что за ним стоит. Если им нравится эта личность, они у неё покупают. Поэтому писательство действительно способно стать основой финансового благополучия. Я тоже избрала этот путь. Он долгий, но вполне результативный.

  • Благодарю, Елизавета, за советы и рекомендации. Внесла эти книги в свой список))

  • Прочла вашу статью, большое спасибо. Однажды в 2014 году в своем статусе в одноклассниках я выложила четыре строчки своего стихотворения, а сейчас они летают тысячами тиражами в инете. Скажу было обидно видеть, как твои строки украшают чужие страницы или кто-то добавляет в свои стихи. Вот теперь решила буду снова писать, правда не знаю, как свое авторство оставить за собой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *