Почему читать полезно – мнения экспертов и личный опыт мамы, педагога и писателя

chteniye-poleznost

Для чего читать в наш компьютеризированный век, когда любая информация доступна в видео- и аудиоформате? Кому нужна толстенная книга, когда проще ткнуть в кнопку и смотреть сериал или фильм, даже по этой же книге? Зачем мучить детей литературой и сочинениями, когда всё есть онлайн – любые уроки, краткое содержание книг, фильмы, сказки – всё, что угодно? Некоторые уже начинают считать литературу отмирающим явлением, чем-то вроде наследия эпохи динозавров. Гы-гы-гы, кому нужны эти книжки?.. Почему читать так уж полезно?

Так вот, ответ как раз в этом – книжки нужно читать, чтобы не превратиться в «гы-гы-гы».

Почитайте биографии любых выдающихся личностей – будь то деятели культуры, науки, искусства, кино, политики – абсолютно любой сферы. Среди них нет ни одного, кто бы не прочёл огромного количества книг. И они читают всегда, всю жизнь!

Интеллект, креативность, образность, скорость и глубина мысли, способность мыслить в разных направлениях одновременно, память, концентрация, анализ и синтез полученной информации, эмоциональный интеллект – всё эти качества развиваются чтением и осмыслением прочитанного.

Если вы хотите, чтобы вы и ваши дети считались умными, неординарными и развитыми людьми, чтобы у вас было своё мнение и окружающие с ним считались — вам никак не миновать литературы – причём не только сказок и детективов, но и вещей посерьёзнее.

В этой статье —  личный взгляд на полезность чтения с разных сторон: как человека и родителя, как учителя, как писателя и преподавателя писательского мастерства; а также мнения ведущих педагогов и экспертов.

Содержание:

  1. Хотите быть по-настоящему успешным, развить мощный интеллект, мышление, память, креативность? – Читайте!
  • Личный и родительский опыт
  • Опыт учителя английского языка
  • Теперь я сама — мама
  • Мнения экспертов и педагогов-новаторов

             2. Не хотите с годами впасть в маразм? – Читайте!

             3. Хотите писать так, чтобы ваши тексты были нарасхват и приносили деньги? — Читайте!

  • Базовый принцип писательского мастерства

Хотите быть по-настоящему успешным, развить мощный интеллект, мышление, память, креативность? – Читайте!

pochemu-chitat-polezno

Личный и родительский опыт

Папа умудрился научить меня читать, когда мне было всего три года. С тех пор на всё детство и подростковые годы за мной прочно закрепилось семейное прозвище «Великий читатель».

В шесть лет моим любимым писателем был Жюль Верн, его книги я зачитывала до дыр. А ещё я обожала учебники по биологии старшего брата-старшеклассника. История древнего мира и средневековья тоже «заходила» хорошо. Сказки глотались целыми томами – всех народов мира, всё, что можно было достать.

Библиотека стала своим местом ещё до школы. Мы много переезжали, но везде первым местом, куда я записывалась, была библиотека.

Короче, в школе мне было делать нечего – алфавит, что ли полгода изучать?.. Но тогда, увы, не было официально разрешённого домашнего (семейного) образования… А ведь я была просто создана для него!

Чтение книг я считаю своим главным и практически единственным источником образования. Благодаря книгам я стала человеком с собственным мнением, развитым интеллектом ещё когда была подростком. С седьмого класса я занимала призовые места в городских и областных олимпиадах по литературе, биологии и русскому языку.

Книги вложили в меня нравственные принципы и твёрдые моральные установки. Они развили моё воображение, грамотность, эмоциональный интеллект, писательское чутьё и бесконечную любовь к Слову.

А потому я считаю основной из своих задач, как родителя – постепенно и бережно развить в своих детях любовь к чтению! Надеюсь, к этому же стремитесь и вы.

Педагогический опыт

По образованию я – преподаватель иностранных языков, профильный – английский. Учёба в университете, благодаря всё той же начитанности и развитому книгами мышлению давалась мне легко, и красный диплом стал вполне логичным её венцом.

В школе я работала немного – два года. Но зато ещё с университетских лет собрала богатый репетиторский опыт – как со взрослыми, так и с детьми разных возрастов. Пробовала самые разные методики и приёмы, придумывала свои.

И здесь тоже с уверенностью могу сказать, что основой хорошего владения любым иностранным языком тоже является навык осмысленного чтения. Без него нельзя развить языковую интуицию, без которой, увы, освоение чужого языка сводится к уровню «Меня зовут…» «Сколько стоит?… и «Как пройти…?» и всё – потолок.

Печально, что и дети, и взрослые с трудом осваивают иностранный язык в первую очередь потому, что и на русском-то читают с трудом и неохотой. Если ребёнок достаточно начитан, языки он осваивает влёт.

А потому – чтобы не было проблем с иностранным языком – много и качественно читайте на родном! Зависимость – прямая.

Теперь я сама – мама

pochemu-chitat-polezno

Несмотря на всю свою образованность и опыт, я вовсе не считаю, что нужно изо всех сил гнаться за ранним развитием ребёнка. Я сторонница индивидуального и естественного подхода к каждому малышу: нужно просто внимательно наблюдать за ним и вовремя «подсовывать» то, что может быть ему интересно.

Благодаря методике Н. А. Зайцева, замечательного российского педагога-новатора, мы со старшей дочкой освоили простой навык чтения по складам, когда дочке было четыре года. Она охотно играла с кубиками в разные игры, научилась составлять и читать простые предложения, писать печатными буквами, стала узнавать слова на этикетках и надписях, но к чтению книжек не перешла.

И я не настаивала, хотя мне очень хотелось, чтобы Злата стала сама читать книжки. Я просто доверилась жизни и запаслась терпением, иногда ненавязчиво пробуя что-то почитать вместе. И вот, ближе к шести она потихоньку стала сама браться за простенькие стишки и потешки из разных книжек.

Я внутренне ликовала – я получила подтверждение своей догадке о том, что тяга к чтению – это на самом деле внутренняя потребность маленького человечка в развитии. Ведь книги – это на самом деле целый огромный, наполненный чудесами мир, и ребёнок не может не чувствовать этого!

Я пробую читать ей вслух книги посложнее – и хотя она слушает очень внимательно, я всё же вижу, что она пока не улавливает большую часть смыслов и эмоциональных посылов текста. Значит, надо искать что-то попроще.

Лучше всего на неё «ложатся» песенки и стишки. Она запоминает целые блоки рифм из мультиков и книжек. Сказки Пушкина, «Конёк-Горбунок», другие стихотворные произведения, русские сказки — вот что идеально подходит ей в этом возрасте и восприятии мира.

Младшенькая (3 года) интереса к кубикам Зайцева пока не проявляет. Зато очень любит слушать и петь. Вот на это пока и упор! В своё время и в своём темпе мы освоим чтение и с ней, и я об этом обязательно напишу.

Помните, для каждого ребёнка всё равно будет немного свой «рецепт» чтения. И замечательно – ведь именно это может стать прекрасной основой для будущего домашнего обучения  (семейного образования) вашего ребёнка.

Мнения экспертов и выдающихся педагогов-новаторов

Начну со слов известного педагога-новатора, создателя Лаборатории целостного образования, Анатолия Сторожева:

«Смотрите, что такое литература? Как минимум первое: разные схемы поведения, понимания, это человеческий опыт, который нигде больше не увидишь.

Второе – эмоциональный интеллект. В диалоге с героями читатель получает такой опыт, которого в жизни можно и не получить. Каждое уникальное произведение – это уникальный опыт.

В-третьих, чтение – это, наверное, всё-таки не артикуляция символов на листе бумаги или на экране, это такой интеллектуальный труд, когда происходит встреча человеком: с собой, с автором, с другими людьми, и приходит понимание. Это фундамент личности закладывается. И на уровне ценностей, и на уровне убеждений, и на уровне каких-то элементов картины мира будущей.

Я считаю, что чтение вообще ключ к личностному развитию. Я ретроград, наверное, не верю в компьютерное воспитание. Мне кажется, те проблемы, которые сегодня в обществе возникают, во многом из-за того, что ребята перестали книги читать. Дети много кружков посещают, секций, заботливые родители везде их возят, куда-то пристраивают. Нагрузка огромная. Потом они приходят в класс и вдруг выясняется, что появилось полное отвращение к обучению».

Выдержка из исследовательской статьи о клиповом мышлении (тип мышления, который формируется современными СМИ, когда человек перестаёт мыслить целостно и продолжительно):

Известный британский футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление Интернета, разделил людей на два типа: «люди книги», которые получают информацию от чтения и как следствие, обладают целостным и продолжительным мышлением и «люди экрана», наделённые клиповым мышлением.

У людей с клиповым мышлением снижена способность усваивать знания, они плохо понимают чужие мысли, не видят взаимосвязи между явлениями и событиями в мире. Ученики с таким типом мышления показывают очень низкий коэффициент усвоения знаний – всего 10%. Они не умеют анализировать и делать выводы, не имеют своего мнения, их внутренний мир похож на калейдоскоп разрозненных фактов и осколков информации.

А ведь именно от способа мышления зависит успешность в карьере и жизни. Например, в бизнесе умение анализировать, выделять главное и принимать на основе этого решения – то есть наличие продолжительного мышления – единственная возможность стать успешным менеджером. Его главная особенность – высокий объём внимания. Во время переговоров важно быть последовательным: всегда помнить о том, какой вопрос является ключевым и не перескакивать с темы на тему.

Не хотите с годами впасть в маразм – читайте!

pochemu-chitat-polezno

«Человеческий мозг – странная структура» — утверждает С. В. Савельев, доктор б. н., эволюционист, палеоневролог, профессор, зав. Лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН.

Он утверждает, что мозг не приспособлен к тому, чтобы работать весь целиком. Видеоинформация активизирует одни доли, музыка – другие, за движение тела отвечают третьи, за синтез и анализ информации – четвёртые. При этом даже меняется кровоснабжение – на задействованные зоны идёт больше питания и крови.

Если не стимулировать мозг интеллектуальными нагрузками, в зонах, отвечающих за ассоциации и интеллект, нарушается кровоснабжение, что провоцирует развитие склероза. «Старушка будет подвижная, стройная, но в полном маразме» — говорит профессор.

Посмотрите на ваше окружение, особенно приглядитесь к пожилым людям. Наверняка вы заметите, что люди творческих и интеллектуальных профессий – учителя, художники, врачи, музыканты – до глубокой старости сохраняют ясный ум и высокий уровень интеллекта. Есть профессора и академики, кто выступает с лекциями за 80 и даже 90 лет!

Осмысленное чтение – лучшая профилактика старческого слабоумия

Чтение, несмотря на кажущуюся простоту – одно из самых мощных упражнений для развития и формирования новых нейронных связей мозга. Ведь за каждым словом и даже каждой буквой стоит ОБРАЗ. При чтении мозг постоянно должен ассоциировать буквенное сочетание с образами, записанными в нём.

Но ведь мы читаем не просто слова, а связные предложения со множеством служебных слов и разным уровнем связей. Это даёт дополнительную нагрузку и задействует новые связи.

Предложения связываются в абзацы – мини-рассказы, каждый со своей микро-мыслью, и мозг вынужден эту мысль из абзаца выуживать и осмысливать. В текст вплетены чувства и информация – мозг передаёт соответствующие импульсы и у человека возникают те чувства, которые заложены писателем в текст! Это же настоящее волшебство – а также мощный инструмент для развития эмоционального интеллекта, о котором столько сейчас говорится. Читатель учится не просто мыслить – но сопереживать герою, при этом он всегда внутренне ассоциирует его с собой.

И наконец, после прочтения главы произведения или учебника у читателя возникает рефлексия – осмысление прочитанного. Это важнейший этап, отвечающий как раз за формирование целостного, продолжительного мышления.

Видите, сколько слоёв в простом с виду действии? А если по окончании чтения ещё и обсудить прочитанное с кем-то – семьёй или друзьями – задействуются и зоны мозга, отвечающие за социальность человека.

Чтобы задействовать всё новые и новые нейронные связи, нужно читать произведения и учебники разных стилей и жанров, разных авторов и источников.

Очень желательно изучить хотя бы один иностранный язык – помимо расширения возможностей и образованности это даст дополнительный мощный стимул к формированию новых нейронных связей мозга. Изучение иностранных языков самоценно, даже если вам не придётся применять их на практике.

Резюмирую одной фразой: хотите до конца жизни сохранить ясный ум – читайте, читайте, читайте!

Хотите писать так, чтобы ваши тексты были нарасхват и приносили деньги? — Читайте!

pochemu-chitat-polezno

По выражению известного блогера, предпринимателя и писательницы Олеси Власовой, те, кто умеет писать, сидят на мешках с золотом, но очень часто даже не подозревают об этом!

Мир ушёл в интернет, друзья, а мы до сих пор этого не поняли. Интернет – это океан возможностей, и один из его столпов, который позволяет получить доступ к богатству и саморазвитию – это текст.

Вы наверняка имеете свои аккаунты в соцсетях, наверняка подписаны на паблики, блоги и аккаунты интересных людей. Почему?

Ответ прост – потому что они хорошо пишут. У них есть своё мнение по любому поводу и свой опыт, который они интересно излагают. Одни пишут весело и заразительно, другие – глубоко и прочувствовано. Третьи заставляют задуматься, четвёртые классно сочиняют.

Причём, самое главное в этом – возможность быстрого донесения своего письменного творчества до огромной читательской аудитории, минуя издательства и СМИ. Если вы хорошо и регулярно пишете, а уж тем более, если вы имеете свой сайт и грамотно его развиваете, вы можете сотворить себе такую жизнь, о которой другие только мечтают.

Жить на островах, например и работать с ноутбука под пальмой. Или как я, в Родовом поместье – вообще не беспокоясь о заработках и выживании. И это всё – владение текстом, письменным словом и базовыми навыками работы в интернете.

И, если подумать, все эти вещи можно развить в любом человеке. Я – преподаватель писательского мастерства и сама писатель, поэтому говорю не голословно. На моём сайте есть отдельный раздел, посвящённый именно писательскому мастерству. Если вам эта тема интересна, там вы найдёте много ценных советов по развитию этого навыка. А также вы можете записаться в мою писательскую школу «Живое Слово» ВКонтакте и вживую принимать участие в общении нашего коллектива и во всяких «движухах».

Здесь же ограничусь только одним, но базовым принципом, без которого овладение писательством вообще невозможно.

Базовый принцип писательского мастерства

Любой писатель – это прежде всего, читатель. Читатель развитый и опытный. Читатель такого уровня, когда Слово становится чем-то неотъемлемым от жизни, когда языковая интуиция на высоком уровне. Когда это всё есть – писательство становится просто логичным продолжением роста и развития. Лёгким и простым.

А потому, друзья – читайте много. Да не просто читайте, а «с лупой». Что это значит?

Это значит, что вы не просто читаете понравившихся вам авторов, а стараетесь понять, как они творят своё волшебство. Какие слова и обороты используют, как заинтересовывают читателя, какие в их текстах приёмы и «феньки», есть ли в их текстах жизненный опыт и примеры?

Когда вы найдёте свою опору, пробуйте ей подражать, строя свои тексты по образу и подобию. Это необходимый этап развития, мы все начинаем с простого подражательства. Этого не нужно бояться, всё равно с практикой начнёт проявляться ваш собственный стиль и мироощущение – ведь оно уникально у каждого человека.

pochemu-chitat-polezno

Не останавливайтесь на одном авторе. Ищите и читайте других, анализируйте и применяйте к себе то, что нашли у них. Не путайте это с плагиатом – я вовсе не призываю вас таскать чужой контент или заниматься тупым рерайтингом.

Вы должны писать то, что вам интересно, излагать собственные мысли и опыт. У профессионалов вы просто учитесь ОРГАНИЗОВЫВАТЬ и перекладывать своё мышление в стройные, ясные и понятные тексты.

Всевозможные курсы и школы писательского мастерства тоже хороши, но помните – все они бесполезны, если вы не читаете и не пишете регулярно своё! Они просто создают условия и среду, в которой пишется легче и лучше, в которой есть профессиональная и человеческая поддержка со стороны кураторов и сокурсников.

Но они не научат вас писать – помните, это можете сделать только ВЫ и только одним способом:

Много и осмысленно читайте, регулярно и осмысленно пишите! Подробнее о писательстве — в моих статьях «Как научиться писать хорошо», «Как развить писательский навык», «Как писать книги — с чего начать?»

Приглашаю также пройти мой базовый курс писательского мастерства «Чистописание» — для тех, кто хочет научиться писать просто и красиво, развить авторское чутьё и стиль, видеть свои и чужие тексты изнутри, настроить внутреннего саморедактора, который всегда будет следить за качеством ваших текстов.  Там же вы сможете скачать БЕСПЛАТНЫЙ видеоурок по выбору писательских тем и методу свободного письма (фрирайтингу), который навсегда снимет перд вами проблему «чистого листа» и писательского ступора.

Надеюсь, вопрос «почему читать полезно» для вас больше неактуален.

А если хотите дополнительно поучиться писательскому мастерству – милости прошу. Для оценки моего писательского уровня – читайте этот сайт, мои книги и мои профили ВК и ФБ.

Не забудьте скачать бесплатную книгу «Клавиатура + душа: как стать автором, за которым идёт читатель» - она может вдохновить вас на писательские подвиги!

Если вы нашли эту статью полезной — поделитесь ею с друзьями!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *